05 июня 2020 г. |
Дело N А26-7062/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Ростелеком" Прилучного М.Г. (доверенность от 14.11.2019 N 02/29/425-19);
рассмотрев 03.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А26-7062/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество, ПАО "Ростелеком"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Шотмана (Первомайский р-н), д. 10А, ОГРН 1051000017661, ИНН 1001048977 (далее - Учреждение, КУ РК "Управтодор РК"), в котором просило:
- признать незаконным решение аукционной комиссии КУ РК "Управтодор РК" о признании второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (закупка N 0306200005119000085);
- признать незаконным решение аукционной комиссии КУ РК "Управтодор РК" о признании второй части заявки общества с ограниченной ответственностью "Маслянинское ДРСУ" (далее - ООО "Маслянинское ДРСУ") соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (закупка N 0306200005119000085);
- признать недействительным протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0306200005119000085;
- обязать Учреждение отменить названный протокол и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Маслянинское ДРСУ", адрес: 630520, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, п. Красный Восток, Советская ул., д. 62Б, кв. 4, ОГРН 1175476039155, ИНН 5431107188, и оператор электронной площадки - акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", адрес: 115114, Москва, Кожевническая ул., д. 14, стр. 5, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Ростелеком", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно, по формальной безосновательной причине признало вторую часть заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе; до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (27.06.2019) у заявителя отсутствовала объективная возможность представить свой действующий устав и внести изменения в реестр участников электронного аукциона; при этом на дату проведения аукциона (01.07.2019) и принятия аукционной комиссией решения о несоответствии второй части заявки ПАО "Ростелеком" требованиям аукционной документации (04.07.2019) Учреждение имело возможность ознакомиться с актуальной редакцией устава заявителя, но не сделало этого, что противоречит основным принципам гражданского законодательства, в том числе законодательства в сфере закупок - добросовестности участников и обеспечения конкуренции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Учреждение возражает против ее удовлетворения. Кроме того, КУ РК "Управтодор РК" заявило письменное ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела, которое с учетом положений части 2 статьи 287 АПК РФ отклонено кассационным судом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.06.2019 на сайте единой электронной торговой площадки www.roseltorg.ru и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству пункта автоматизированного весового и габаритного контроля транспортных средств в движении на км 10 автомобильной дороги Шуйская - Гирвас (реестровый номер аукциона 0306200005119000085; идентификационный код закупки 192100104897710010100100330860000243) и аукционная документация; заказчик - КУ РК "Управтодор РК"; начальная (максимальная) цена контракта - 39 588 407,04 руб.; дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 27.06.2019 в 08 ч 00 мин (московское время); дата и время проведения электронного аукциона - 01.07.2019 с 09 ч 52 мин до 10 ч 33 мин.
Для участия в указанном аукционе было подано две заявки (ПАО "Ростелеком" и ООО "Маслянинское ДРСУ"), рассмотрев которые аукционная комиссия приняла решение о допуске лиц, их подавших, к участию в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0306200005119000085 вторая часть заявки ПАО "Ростелеком" признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации и отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в связи с предоставлением в ее составе недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а именно представление недействующей редакции устава ПАО "Ростелеком".
Аукцион признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Посчитав незаконными действия аукционной комиссии Учреждения по признанию второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе, а протокол подведения итогов электронного аукциона недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона N 44-ФЗ, требования ко второй части заявки установлены в части 5 указанной статьи.
Исходя из положений статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей (часть 2).
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019, основанием для признания второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям аукционной документации послужило представление данным лицом недействующего учредительного документа - устава.
Срок подачи заявок на участие в аукционе истекал 27.06.2019 в 08 ч 00 мин, ПАО "Ростелеком" подало заявку 26.06.2019.
До этого, а именно 14.06.2019, на годовом общем собрании акционеров ПАО "Ростелеком" было принято решение об утверждении его устава в новой (N 19) редакции.
Протокол годового общего собрания акционеров ПАО "Ростелеком" N 1 изготовлен в полном объеме 18.06.2019, в этот же день документы поданы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу для проведения государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.
Оригинал устава в новой редакции выдан заявителю 26.06.2019, оригинал актуальной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - 27.06.2019, оригинал бумажного носителя электронного листа записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ПАО "Ростелеком", изготовленные нотариусом 27.06.2019, - 28.06.2019.
Таким образом, на момент подачи заявки у ПАО "Ростелеком" в связи с совершением налоговым органом действий по государственной регистрации изменений в учредительные документы ПАО "Ростелеком" отсутствовала возможность представить в составе своей заявки устав в новой редакции.
Общество 28.06.2019 представило оператору электронной площадки документы, подтверждающие регистрацию изменений в учредительные документы: протокол годового общего собрания акционеров от 18.06.2019 N 1, выписку из ЕГРЮЛ, устав в редакции N 19, лист записи ЕГРЮЛ о регистрации устава в редакции N 19.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 данной статьи, направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 названного Закона.
Таким образом, на момент проведения аукциона (01.07.2019) и принятия аукционной комиссией решения о несоответствии второй части заявки ПАО "Ростелеком" требованиям аукционной документации (04.07.2019) в реестре участников аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, имелись действующие учредительные документы, в том числе устав в новой редакции. Действия ПАО "Ростелеком" по внесению изменений в учредительные документы, ранее поданные в реестр, не имели признаков недобросовестности; действующие учредительные документы на единую электронную торговую площадку ПАО "Ростелеком" подало своевременно.
Иного Учреждением не доказано.
Частью 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ установлено, что для принятия решения о соответствии (несоответствии) заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающего требования о представлении для участия в аукционе в электронной форме учредительных документов в составе аккредитационных сведений, направлены на обеспечение заказчику возможности осуществить идентификацию участника аукциона как действующего участника хозяйственного оборота с целью исключения его формального несоответствия требованиям аукционной документации, а также обстоятельств, препятствующих лицу участвовать в закупке (нахождение в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствие прав у лица, уполномоченного действовать от имени участника без доверенности и т.п.).
ПАО "Ростелеком" аккредитовано на единой электронной торговой площадке до 09.08.2021, в реестр участников электронного аукциона поданы все необходимые документы и сведения о ПАО "Ростелеком", указанные в части 2 статьи 62 Закона N 44-ФЗ, в том числе в копиях учредительные документы и выписка из ЕГРЮЛ, 28.06.2019 в реестре участников закупки размещен его устав в новой редакции.
Учредительные документы, представленные Обществом в составе второй части заявки, соотносятся со сведениями, содержащимися в реестре участников закупки, что позволяло аукционной комиссии достичь цели проверки второй части заявки - идентифицировать участника аукциона.
Таким образом, во избежание формального подхода к рассмотрению заявок участников электронного аукциона аукционная комиссия Учреждения имела возможность обратиться к реестру участников аукциона и ознакомиться с актуальной редакцией устава ПАО "Ростелеком".
Кроме того, как следует из письма оператора электронной площадки от 29.07.2019, заказчик на момент рассмотрения заявки имел возможность ознакомиться с аккредитационными сведениями участника закупки в своем личном кабинете, но этого не сделал.
На основании изложенного и учитывая, что ПАО "Ростелеком" было признано участником закупки на электронной площадке, включено в реестр аккредитованных участников этой площадки, иных замечаний по представленным в составе заявки документам согласно протоколу аукционной комиссии не получило, вторая часть заявки содержала полные и достоверные сведения о юридическом лице, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у аукционной комиссии Учреждения оснований для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе.
По мнению суда кассационной инстанции, решение аукционной комиссии Учреждения о признании второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине представления заявителем недействующей редакции устава является излишне формальным и не соответствует принципам и целям обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупки, поскольку приводит к необоснованному ограничению конкуренции, в частности числа участников закупок.
Между тем суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Суд, рассматривающий спор, должен установить не только отсутствие (наличие) у аукционной комиссии Учреждения оснований для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе, но и иные обстоятельства, в частности могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта, возможно ли проведение повторной процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, исполнен ли контракт, заключенный по итогам электронного аукциона.
В рассматриваемом случае в целях восстановления своего нарушенного права Общество просило суд назначить новую дату рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе.
Вместе тем, как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукцион признан несостоявшимся; на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ Учреждение 29.07.2019 заключило с ООО "Маслянинское ДРСУ" государственный контракт N 23-КР/19 на выполнение работ по устройству пункта автоматизированного весового и габаритного контроля транспортных средств в движении на км 10 автомобильной дороги Шуйская - Гирвас.
Судами двух инстанций установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела работы по контракту выполнены ООО "Маслянинское ДРСУ" на 80%. При этом работы по строительству объекта проводятся в рамках приоритетного национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги в период с 2019 по 2024 год".
Таким образом, требование ПАО Ростелеком" о назначении новой даты рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе не является исполнимым, а удовлетворение требований о признании незаконными действий Учреждения по признанию второй части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе и недействительным протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 не приведет к восстановлению прав ПАО "Ростелеком".
Исходя из данных обстоятельств суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которыми ПАО "Ростелеком" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А26-7062/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.