09 июня 2020 г. |
Дело N А56-78989/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" Борисова Б.Б. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-78989/2019,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Нейшлотский пер., д. 8; ОГРН 1037843033029; ИНН 7825342390; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции (адрес: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; ОГРН 1027809192575; ИНН 7803032323; далее - Инспекция; ГАТИ) от 14.06.2019 N 2967 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 43.1, пунктами 1, 3, 4 статьи 14, пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019 оспариваемое постановление Инспекции изменено - размер назначенного Учреждению наказания в виде штрафа уменьшен до 250 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части признания правомерным привлечения его к административной ответственности по пункту 1 статьи 43.1, пунктам 3, 4 статьи 14, пункту 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствуют состав указанных административных правонарушений.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностным лицом Инспекции в ходе осмотра зоны производства работ по адресу: г. Санкт-Петербург, Ярославский пр., от ул. Сергея Марго до ул. Мышкинской и от ул. Мышкинской до ул. Олонецкой выявлено и зафиксировано в протоколе осмотра с применением средств фотофиксации от 16.04.2019, что заказчиком работ (Учреждением) по указанному адресу допущены следующие нарушения:
осуществление временного ограничения движения транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального значения при производстве работ по ремонту покрытий (дорожные работы), земляных работ (водопровод, канализация, теплосеть, дренаж, э/кабель) после истечения срока действия распоряжения ГАТИ от 08.02.2019 N 97-ЗД; в зоне производства работ по ордеру ГАТИ от 21.06.2018 N У-8111 в проезжей части Ярославского пр. на участке от ул. Сергея Марго до ул. Мышкинской и от ул. Мышкинской до ул. Олонецкой снят асфальт, изъят грунт, установлено металлическое сетчатое ограждение зоны производства работ, установлены знаки "проезд запрещен" (нарушены пункт 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок N 272), пункт 3.2.20 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875));
отсутствие информационного щита и временного ограждения зоны производства работ, соответствующего требованиям Правил N 875, - указанные на информационном щите сроки не соответствуют срокам действия ордера ГАТИ, отсутствует информация о сроках начала и окончания временного прекращения движения транспортных средств, временное ограждение зоны производства работ имеет проемы, поврежденные (деформированные, отклоненные от вертикали, измятые) секции, загрязнения (посторонние объявления) (нарушены пункты 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, Правил N 875, пункты 1.1, 15.1, 15.1.4, 15.1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961));
неисполнение обязанности по обеспечению безопасного движения пешеходов, при производстве работ на основании ордера ГАТИ от 21.06.2018 N У-8111 - временное ограждение содержится не в соответствии с требованиями действующего законодательства (нарушены пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.8 Правил N 875);
нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета - зона производства работ по ордеру ГАТИ от 21.06.2018 N У-8111 не убрана от мусора и отходов (присутствует бытовой и строительный мусор - бутылки, пакеты, обломки деревянных, бетонных конструкций) (нарушены пункты 5.3.1, 5.3.3 Правил N 961).
Указанные нарушения повторно зафиксированы в протоколах осмотра от 19.04.2019, 31.05.2019, 04.06.2019, а также 31.05.2019 и 04.06.2019 зафиксирован факт неисполнения Учреждением обязанности по оформлению ордера ГАТИ на производство работ по ремонту покрытий (дорожные работы), земляных работ (водопровод, канализация, теплосеть, дренаж, электрокабель).
По данным фактам Инспекция составила в отношении Учреждения протоколы от 04.06.2019 N 34163, 34167, 34164, 34165, 34166 об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 43.1, пунктами 1, 3, 4 статьи 14, пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга, а постановлением от 14.06.2019 N 2967 признала его виновным в совершении этих административных правонарушений, назначив наказание в виде штрафа в размере 550 000 руб.
Учреждение не согласилось с постановлением Инспекции о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава административных правонарушений, однако, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), изменил оспариваемое постановление, уменьшив размер штрафа до 250 000 руб.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга. Согласившись с выводами суда первой инстанции о виновности Учреждения по остальным эпизодам, апелляционный суд оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" благоустройство в Санкт-Петербурге является деятельностью по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, и осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, а также иными нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирующими отношения в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге (пункты 1, 2).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 272 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 и 1.2.6 настоящего Порядка, устанавливаются Государственной административно-технической инспекцией путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
В силу пункта 3.2.20 Правил N 879 производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при необходимости такого ограничения (прекращения).
Осуществление временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при отсутствии правового акта о введении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в случае необходимости его принятия влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 43.1 Закона Санкт-Петербурга.
Согласно Правилам N 875 на производителя работ возложены обязанности: установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков, сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения) (пункт 3.2.1); оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов (пункт 3.2.3); содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей (пункт 3.2.6).
Как предусмотрено Правилами N 961, при осуществлении мероприятий по содержанию строительных площадок до начала производства работ размещается забор по периметру строительной площадки либо ограждения зоны производства работ в соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством, забор (ограждение) содержится в чистоте и исправном состоянии, а также выполняется его своевременный ремонт и окраска, забор содержится без проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей (пункт 15.1.4); ежедневно соблюдается чистота и порядок на подъездах к строительным площадкам, зоне производства работ (пункт 15.1.5).
Отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.2.5 Правил N 875 производитель работ обязан в целях безопасности пешеходов в местах близкого размещения зоны производства работ к пешеходной зоне над ограждением установить защитный козырек, а на пешеходных дорожках, тротуарах - настил для пешеходов, оборудованный перилами со стороны движения транспорта и временными пандусами или иными средствами, позволяющими использование таких проходов инвалидами и другими маломобильными группами населения. Производитель работ также обязан обеспечить при производстве работ свободные проходы к зданиям и входы в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободные въезды во дворы. Обеспечить безопасность пешеходов и безопасность пешеходного движения при производстве работ (пункт 3.2.8).
Неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2.22 Правил N 875 производитель работ обязан содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Правилами N 961 предусмотрено, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (пункт 1.1); мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства (пункт 2.3.1); летняя уборка предусматривает подметание территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывоз собранных отходов и смета (5.3.1); уборку мусора, отходов, смета с газонов, в парках, садах, скверах, на пустырях и иных объектах благоустройства (пункт 5.3.3).
Нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с ордером ГАТИ от 21.06.2018 N У-8111 на производство плановых работ Учреждение является заказчиком работ по ремонту покрытий (дорожных работ), земляных работ (водопровод, канализация, теплосеть, дренаж, электрокабель) по вышеуказанному адресу, а производителем работ - общество с ограниченной ответственностью "А-Проект" (далее - ООО "А-Проект"), с которым Учреждением заключен государственный контракт Санкт-Петербурга от 04.04.2018 N КР-32 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Ярославский проспект".
Исходя из того, что 18.02.2019 указанный государственный контракт Санкт-Петербурга расторгнут, суд первой инстанции пришел к выводу о переходе обязанностей исполнителя работ к Учреждению, а также о наличии в его действиях состава указанных административных правонарушений, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем судами не учтено, что в распоряжении ГАТИ от 08.02.2019 N 97 о временном прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга указано, что движение транспортных средств на дороге по спорному адресу прекращено на основании заявки ООО "А-Проект", которое является производителем работ.
При этом из содержания пункта 1.6 Порядка N 272, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.20, 3.2.22 Правил N 875, пунктов 1.1, 15.1, 15.1.4, 15.1.5, 5.3.1, 5.3.3 Правил N 961 следует, что исполнение обязанностей, предусмотренных указанными нормами, возложено на производителя работ.
Таким образом, субъектом указанных административных правонарушений является производитель работ.
В рассматриваемом случае Учреждение не является производителем работ, что исключает наличие в его действиях состава указанных административных правонарушений.
При этом факт расторжения государственного контракта Санкт-Петербурга от 04.04.2018 N КР-32 не означает перехода к заказчику обязанностей исполнителя работ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку Учреждением по указанным эпизодам не допущено нарушения законодательства Санкт-Петербурга о благоустройстве, вывод судов о наличии в его действиях состава административных правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 43.1, пунктами 3, 4 статьи 14 и пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга является ошибочным, как основанный на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-78989/2019 отменить.
Постановление Государственной административно-технической инспекции от 14.06.2019 N 2967 признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.