05 июня 2020 г. |
Дело N А56-112062/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С" Инсарова А.Ю. (доверенность от 01.06.2019), от Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пирожок С.С. (доверенность от 26.12.2019),
рассмотрев 03.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А56-112062/2019,
УСТАНОВИЛ:
Отдел лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 191144, Санкт-Петербург, пр. Бакунина, 10., лит. А, ОГРН 1167847400753, ИНН 7842119240191144 (далее - Отдел, ГУ Росгвардии) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С", адрес: 194017, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 50, пом. 5Н, ОГРН 1027801531780, ИНН 7802144112 (далее - ООО "ОО "Скат-С", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2020, заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде 100 000 руб. штрафа.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, переквалифицировать действия Общества на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку допущенные нарушения не являются грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и не повлекли за собой причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, реальной существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям в сфере охранной деятельности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Отдела отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке ввиду всех доводов жалобы (с учетом статьи 286, части 4.1 статьи 206 АПК РФ, санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения ЦЛРР ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО от 17.07.2019 N 341, вынесенного в соответствии с согласованным и утвержденным Прокуратурой Санкт-Петербурга ежегодным сводным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, Отделом 17.07.2019 осуществлены проверочные мероприятия в отношении "ОО "Скат-С" (лицензия на осуществлении частной охранной деятельности серии ЧО N 037735 выдана ГУ Росгвардии по г. СПб И ЛО, зарегистрирована под N 239 от 22.03.2000, сроком действия до 22.03.2023), в ходе которых установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность (оказание частных охранных услуг) с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
1) Обществом не переданы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника (согласно штатному расписанию ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом от 28.12.2018 N 31, в Обществе исполняют обязанности охранников 15 работников, при этом на момент проверки документы представлены в отношении только 5 работников), что является нарушением требований части 9 статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1);
2) частными охранниками не пройдено ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (согласно штатному расписанию ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом от 28.12.2018 N 31, в Обществе исполняют обязанности охранников 15 работников, при этом на момент проверки документы представлены в отношении только 5 работников; представлены медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а не медицинские освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (копии медицинских заключений прилагаются), что является нарушением требований части 9 статьи 12 Закона РФ N 2487-1;
3) к осуществлению охранных услуг в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию незаконно привлекается гражданка РФ Беляева О.Б., у которой отсутствует правовой статус частного охранника (гражданка РФ Беляева О.Б. профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника не проходила и квалификационный экзамен не сдавала; удостоверение частного охранника отсутствует, что подтверждает копия объяснения от 16.10.2019 Беляевой О.Б., копия протокола об административном правонарушении 78ЛРР004161019009236 от 16.10.2019), что является нарушением требований части 5 статьи 3, части 1 статьи 11.1 Закона РФ N 2487-1;
4) работник Общества Беляева О.Б. (диспетчер пульта центрального наблюдения), занимающаяся частной охранной деятельностью в Обществе в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, не застрахована на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ею охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации за счет средств ООО "ОО "Скат-С" (копии штатного расписания Общества, утвержденного приказом от 28.12.2018 N 31, объяснения от 16.10.2019 Беляевой О.Б., копия протокола об административном правонарушении 78ЛРР004161019009236 от 16.10.2019, договора N АЗО-00000130 коллективного страхования физических лиц от несчастных случаев и страховых сертификатов к договору прилагаются), что является нарушением требований части 2 статьи 19 Закона РФ N 2487-1;
5) не соблюдены лицензионные требования при осуществлении предпринимательской деятельности в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию: у ООО "ОО "Скат-С" на момент проведения проверки заключено более 300 договоров об охране объекта техническими средствами охраны (согласно реестра договоров), при этом отсутствует служебное огнестрельное оружие (копии РХИ Общества от 19.10.2018 N 0155949 со списком номерного учета оружия; информационные письма от 07.03.2019 исх. N 40-С, от 04.03.2019 исх. N 38-С; заявление от 04.03.2019 исх. N 39-С; квитанции от 04.03.2019 N 124; накладная от 25.02.2019 N 15 о сдаче оружия на временное хранение), что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ);части 33 статьи 3, статьи 11.2 Закона РФ N 2487-1;подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании).
В качестве события указано на то, что 16.10.2019 в местах осуществления охранной деятельности Общества на территории Калининского района г. Санкт-Петербурга должностным лицом ОЛРР (по Калининскому району) ГУ Росгвардии по г. СПб и ЛО при нажатии тревожной сигнализации зафиксировано, что на ряд охраняемых объектов по тревожному сигналу никто не приехал (информация от 16.10.2019 исх. N 317/9), при этом заказчики подтвердили наличие договорных отношений с ООО "ОО "Скат-С".
Кроме того, в ходе проверки места осуществления деятельности ООО "Рената", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О., 18-я линия, д. 21, было установлено, что выезд на тревожный сигнал осуществлен соисполнителем ООО "ОО "Летучий Голландец" на основании соглашения от 20.09.2019 к договору N 12/18-В от 05.05.2018. При этом условием дополнительного соглашения предусмотрено, что "Заказчик подтверждает свое согласие на привлечение Исполнителем-1 (ООО "ОО "Скат-С") Исполнителя-2 (ООО "ОО "Летучий голландец") для оказания охранных услуг в случаях невозможности Исполнителя-1 непосредственно лично исполнить мероприятия по оказанию услуг охраны нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О., 18-я линия, д. 21". По смыслу указанного положения привлечение Обществом к исполнению взятых на себя обязательств других охранных организаций является мерой исключительной и допускается только в условиях временной невозможности такого исполнения, а не на постоянной основе;
6) при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (копии договоров об охране объекта техническими средствами охраны, акты выполненных работ по договорам) ООО "ОО "Скат-С" не соблюдено лицензионное требование, а именно: согласно штатному расписанию на 2019 год, утвержденного приказом от 28.12.2018 N 31, в Обществе отсутствует дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы (копия штатного расписания Общества, что является нарушением требований части 3 стать 3, части 2 статьи 111.2 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании;
7) Общество 19.06.2019 приобрело специальные средства (наручники БКС-1 - 2 шт., палка резиновая ПР-73 - 2 шт., бронежилет "Модуль 3 М" - 2 шт., шлем защитный "Сфера" - 2 шт.), не у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу, а у общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Мангуст" (ИНН 7802497037), имеющего лицензию на осуществлении частной охранной деятельности, а не на осуществление торговли (торговых операций), что является нарушением требований части 1 статьи 16 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 8(1) Положения о лицензировании, пункта 3 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности (Приложение N 13), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Правила N 587),.
При этом, как следует из выписки из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Мангуст" от 17.10.2019 операцию по продаже указанных специальных средств 19.06.2019 произвел генеральный директор ООО "ОО "Мангуст" Ященко И.М., с которым с 03.06.2019 решением Общего собрания учредителей Общества были прекращены трудовые отношения; 14.06.2019 назначен ликвидатор, который с этой даты получил право без доверенности действовать от имени юридического лица (копии товарной накладной от 19.06.2019 N 539, выписки из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Мангуст");
8) отсутствуют документы, подтверждающие приобретение указанной частной охранной организацией специальных средств (наручники нежность - 9 шт., палка резиновая ПУС-2-М - 8 шт., палка резиновая ПР-73 - 2 шт., бронежилет "Модуль 3 М" - 5 шт., шлем защитный - 5 шт.) (копии описи специальных средств от 19.06.2019, книги учета специальных средств; книги приема и выдачи специальных средств; журнала инструктажа сотрудников предприятия по мерам безопасности при обращении с оружием и специальными средствами прилагаются), что является нарушением части 1 статьи 16 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 8(1) Положения о лицензировании, пункта 4 Правил N 587,
9) не представлены акты о выполнении работ: по договору N 111/19 от 01.06.2019 (акты за август, июль и июнь 2019 года); по договору N 110/19 от 01.06.2019 (все акт выполненных работ) по договору N 109/19 от 01.06.2019 (все акты выполненных работ); по договору N 107/19 от 01.06.2019 (все акты выполненных работ); по договору N 87/19 от 01.06.2019 (все акты выполненных работ), что является нарушением требований части 2 статьи 9, части 4 статьи 12 Закона РФ N 2487-1; также в нарушение вышеуказанных норм к заключенным ООО "ОО "Скат-С" договорам с клиентами на оказание охранных услуг не прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) учредитель Общества Ларькова Сабина Александровна (выписка из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Скат-С") является учредителем в ООО "СКАТ-СЕРВИС" (ИНН 7802318023; выписка из ЕГРЮЛ от 16.10.2019); генеральным директором и учредителем в ООО "ЛИК" (ИНН 7802229415; выписка из ЕГРЮЛ от 16.10.2019); учредителем ООО "Петербургская палата права" (ИНН 7802450960; выписка из ЕГРЮЛ от 16.10.2019), т.е для учредителя (участника) Ларьковой Сабины Александровны частная охранная деятельность не является основным видом деятельности, в нарушение требований статьи 8 Закона N 99-ФЗ; части 4 пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона РФ N 2487-1; подпункта "б" пункта 2(1) Положения о лицензировании;
11) руководитель ООО "ОО "Скат-С" Ларьков Юрий Юрьевич (выписка из ЕГРЮЛ ООО ООО "ОО "Скат-С") является учредителем ООО "Петербургская палата права", ООО "ЛИК" и ООО "СКАТ-СЕРВИС"), в нарушение требований статьи 8 Закона N 99-ФЗ; статьей 3, 11.2, части 8 статьи 15.1 Закона РФ N 2487-1.
С учетом вышеизложенных многочисленных эпизодов, административным органом сделан вывод о том, что ООО "ОО "Скат-С" допущено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Должностным лицом ГУ Росгвардии 17.10.2019 составлен протокол об административном правонарушении АП-Юр 78ЛРР 004171019010008, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ Отдел направил в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили соответствующие полномочия Отдела, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений, а также не нашли оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения охранной организации от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ. Административное наказание назначено Обществу с учетом требований статей 4.1, 4.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 205 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к означенной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 11 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность является одним из видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Лицензирующим органом по данному виду деятельности является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 11.2 Закона РФ N 2487-1 установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Лицензионные требования при осуществлении услуг частной охранной деятельности установлены Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании).
Положение о лицензировании определяет порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.
В силу требований части 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Закона РФ N 2487-1 частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника передаются частной охранной организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В силу части 5 статьи 3 Закона РФ N 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 11.1 Закона РФ N 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.
Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Законодатель в части 2 статьи 19 Закона РФ N 2487-1 установил требование, согласно которому граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.
В пункте 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее 1 года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона РФ N 2487-1 определено, что в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Согласно пункту 3 Правил N 587 приобретение специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 587 документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, хранятся до принятия ее руководителем решения об их уничтожении, продаже (передаче).
В силу подпункта "б" пункта 8(1) грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности являются нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона РФ N 2487-1.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ N 2487-1 частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения.
Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.
В части 3 статьи 12 Закона РФ N 2487-1 установлено, что заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15.1 Закона РФ N 2487-1 частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона РФ N 2487-1 учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 15.1 Закона РФ N 2487-1 Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Многочисленные эпизоды нарушений проверены и подтверждены судами по имеющимся в деле доказательствам (в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности- статья 71 АПК РФ), Общество их наличие не отрицает.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий, а равно принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности для соблюдения требований публичного правопорядка, при отсутствии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств нарушило нормативный запрет.
По настоящему делу состав вменяемого Обществу правонарушения констатирован судами в соответствии с требованиями статей 1.5, 2.1, 2.2 КоАП РФ.
Поскольку совершенное Общество правонарушение относится к грубым нарушениям лицензирования конкретного вида деятельности, суд округа соглашается с выводом судов двух инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Иной оценки (правонарушения как грубого) применительно к таким эпизодам, как: непредставление медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника; отсутствие документов, подтверждающих приобретение частной охранной организацией специальных средств, приобретение спецсредств у организации не имеющий соответствующих прав на продажу; отсутствие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы, у суда округа не имеется.
Для признания в действиях Общества объективной стороны указанного правонарушения требуется в данном случае только наличие угрозы причинения вреда или возникновения чрезвычайных ситуаций, что было создано бездействием охранной организации (данная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 309-АД16-1216 по делу N А50-9426/2015).
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Избранная в отношении Общества мера наказания (штраф назначен в минимальном размере, предусмотренной санкции) отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, выявленным судами обстоятельствам, превентивным целям административного наказания, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А56-112062/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.