10 июня 2020 г. |
Дело N А42-6451/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Васильевой Н.В. и Дмитриева В.В.,
при участии прокурора отдела управления Прокуратуры Санкт-Петербурга Снигищенко Е.Ф.,
рассмотрев 10.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А42-6451/2019,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Мурманской области (далее - Прокурор) в публичных интересах муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией (далее - МО) в лице администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией, адрес: 184230, Мурманская область, город Полярные Зори, улица Сивко, дом 1, ОГРН 1025100817510, ИНН 5117100493 (далее - Администрация), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством", адрес: 184230, Мурманская область, город Полярные Зори, Нивский проспект, дом 11, ОГРН 1135102000065, ИНН 5117300541 (далее - Учреждение), и к обществу с ограниченной ответственностью "ВМК", адрес: 184230, Мурманская область, город Полярные Зори, улица Партизан Заполярья, дом 3, квартира 117, ОГРН 1175190003988, ИНН 5117006765 (далее - Общество), о признании недействительным муниципального контракта от 24.12.2018 N 1к-2018 (далее - Контракт).
Решением суда первой инстанции от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.12.2019, Контракт признан недействительным.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об отказе Прокурору в иске.
Податель жалобы считает, что Контрактом не нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение свободного доступа к ритуальным услугам, так как они вправе обратиться в любую организацию, оказывающую эти услуги.
В отзыве на кассационную жалобу Прокурор просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Прокурора обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, по итогам проведения открытого конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО в соответствии с протоколом от 18.12.2018 N 90 Учреждение (заказчик) и Общество (исполнитель) 24.12.2018 заключили Контракт, по условиям которого исполнитель принимает на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО и обязуется оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению умерших (погибших) согласно гарантированному перечню услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона от 08.12.1995 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта срок оказания услуг - с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (заказчик) и Общество (исполнитель) 13.03.2018 заключили Договор N 7, предметом которого являются взаимоотношения сторон по реализации норм Закона N 8-ФЗ в части возмещения Обществу стоимости услуг по погребению умерших пенсионеров, не работавших на день смерти и не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости.
В приложении N 1 к Договору N 7 стороны согласовали стоимость оказываемых услуг.
Прокурор, ссылаясь на то, что Контракт не соответствует требованиям Закона N 8, обратился в арбитражный суд с настоящим иском в интересах Администрации.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционная инстанция согласилась с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Закон N 8-ФЗ, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
По смыслу положений Законов N 8-ФЗ и 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы только в форме муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных).
В целях выполнения Закона N 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ N 1001), пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.
Пунктом 2 Указа N 1001 предусмотрена обязанность, в том числе и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа N 1001.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что оспариваемый Контракт нарушает права МО, так как средства бюджета, из которых специализированной службе возмещаются расходы на оказание гарантированного перечня услуг по погребению, поступают Обществу, а не муниципальному учреждению или предприятию, что противоречит установленному законом порядку выделения бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Наделение Общества статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела правомерно признано судами противоречащим действующему законодательству, нарушающим установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 по делу N А42-6451/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.