10 июня 2020 г. |
Дело N А56-85340/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" Рыженкова И.В. (доверенность от 21.04.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" Первушиной Т.В. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А56-85340/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", адрес: 190000, Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, литера А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга", адрес: 194156, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 24/9, ОГРН 1027801576219, ИНН 7802109446 (далее - Учреждение, ответчик):
- о признании незаконным решения от 06.06.2019 N 02-175/19-0-0 об отказе в предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, газоснабжение которых обеспечивается, расположенных в Выборгском районе города Санкт-Петербурга;
- об обязании Учреждения предоставить Обществу сведения о постоянно и (или) временно зарегистрированных гражданах, проживающих в жилом помещении, газоснабжение которого обеспечивается Обществом, расположенных в Выборгском районе города Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции определением от 31.07.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 16.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.01.2020, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, при рассмотрении спора суды неправильно применили нормы Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), и не учли, что Учреждение не является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере миграции, либо органом регистрационного учета граждан.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в нем не направило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (универсальный правопреемник закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", до 14.12.2010 именовавшееся закрытое акционерное общество "Петербургрегионгаз", преобразовано 01.07.2016), осуществляет поставку природного газа населению города Санкт-Петербурга с 01.04.2004 на основании публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Общество 14.05.2019 обратилось к Учреждению с заявлением о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях Выборгского районе города Санкт-Петербурга, газоснабжение которых обеспечивается заявителем.
Решением от 06.06.2019 N 02-175/19-0-0 Учреждение отказало Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений на основании части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ.
Не согласившись с решением Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства, признали заявленные требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении о заключении договора (далее - оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается; размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений, а также иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.
Общество представило в материалы дела образец договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенный на его официальном сайте.
Общество также представило в материалы дела копии договоров поставки газа, заключенные с абонентами Выборгского района Санкт-Петербурга (том дела 1, листы 61 - 160).
Из содержания раздела 10 договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует, что абонент дает согласие на обработку его персональных данных в целях заключения и исполнения договора, в том числе при привлечении третьих лиц. В перечень персональных данных, на обработку которых абонентом дается согласие, являются: имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, ИНН, адрес регистрации и места жительства, контактные телефоны, справки паспортного стола, обслуживающих организаций о лицах, зарегистрированных по указанному месту жительства, характеристика жилых помещений, документы, подтверждающие право собственности или иное право пользования помещениями, сведения о приборе учета.
Как правомерно указали суды, абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, а потому поставщик газа (Общество), выступающий в качестве кредитора в обязательстве по поставке газа, с целью надлежащего исполнения своих прав и обязанностей должен обладать сведениями об абонентах.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении Обществом договора поставки газа с абонентом - физическим лицом, как в письменной форме, так и путем фактического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети, абонент - субъект персональных данных дает Обществу согласие на обработку его персональных данных в целях и в объеме, необходимом для исполнения условий договора поставки газа.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 N 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Учреждение), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
Как следует из пункта 2.2.1.22 устава Учреждения, последнее осуществляет взаимодействие с исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями по вопросам предотвращения и ликвидации задолженности исполнителей коммунальных услуг.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 2.3.49 устава Учреждение осуществляет ведение регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания в части, возложенной на жилищные органы.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 N 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Регламента он введен в целях предоставления ОВиРУ подразделениям, осуществляющим начисление оплаты жилья и коммунальных услуг, актуальных сведений о пользователях жилых помещений. Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
На основании изложенного информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находятся в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося администратором автоматизированной информационной системы "Население. Жилой фонд", что позволило судам прийти к правильному выводу о предъявлении Обществом требований к надлежащему ответчику.
Учреждение, отказывая Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений по абонентам Выборгского района Санкт-Петербурга, руководствовалось частью 1 статьи 3, частью 2 статьи 3, частью 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Суды установили, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ Общество включено в реестр операторов персональных данных (регистрационный номер 78-17-003448), является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, в жилые помещения которых поставляется газ, и которые являются стороной публичного договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется газ, является стороной публичного договора поставки газа, что свидетельствует о наличии у поставщика газа, выступающего в качестве кредитора в обязательствах по поставке газа, необходимости обладать сведениями о должниках - абонентах с целью надлежащего исполнения условий договора поставки газа.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что Общество вправе запрашивать и получать у Учреждения сведения о персональных данных абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора поставки газа.
Ссылка подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями", которым внесены изменения в пункт 6 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), несостоятельна, поскольку отказ Учреждения в предоставлении сведений был произведен 06.06.2019 по иным основаниям.
Кроме того, в момент подачи Обществом заявления о предоставлении сведений соответствующие изменения в Правила N 354 не были внесены и не действовали.
Изложенные Учреждением в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А56-85340/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.