10 июня 2020 г. |
Дело N А56-158956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Рудницкого Г.М.,
при участии от войсковой части 3705 Гладченкова К.В. (доверенность от 25.12.2019), от федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" Матошина А.А. (доверенность от 22.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу войсковой части 3705 на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-158956/2018,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 3705, адрес: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, Копорское ш., д. 3, корп. 1, ОГРН 1034701763326, ИНН 4714009687 (далее - в/ч 3705), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова", адрес: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, Копорское ш., д. 72, ОГРН 1024701759565, ИНН 4714000067 (далее - институт), о взыскании 712 126 руб. 17 коп. расходов на выплату денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений за период с 01.01.2018 по 30.09.2018.
Решением суда от 27.08.2019 иск удовлетворён.
Постановлением апелляционного суда от 11.02.2020 решение изменено, с института в пользу в/ч 3705 взыскано 378 716 руб. 13 коп. компенсации, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе в/ч 3705 просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что апелляционным судом неправильно истолкованы положения статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), согласно которым основным условием для возмещения компенсации является, в том числе, прохождение службы в воинской части по охране важного государственного объекта и невозможность обеспечения военнослужащих, проходящих службу в воинской части по охране важного государственного объекта, жилыми помещениями.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд ошибочно посчитал, что не все военнослужащие воинской части участвуют в охране института.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель в/ч 3705 поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель института обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В/ч 3705 осуществляет охрану важных государственных объектов, в том числе, института.
Письмами от 14.08.2017 N 3051/25-1435, от 28.08.2018 N 3051/24-1534 в/ч 3705 сообщила институту о необходимости обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих воинской части, признанных нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, согласно приложенному списку.
Письмами от 28.09.2018 N 3051/26-1694, от 10.11.2018 N 3051/26-2080 в/ч 3705 направила институту документы с требованием оплатить понесённые в/ч расходы на аренду жилья военнослужащим.
В обоснование расходов на выплату денежной компенсации за наём (поднаём) служебных помещений для военнослужащих в/ч 3705 за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 в/ч представила договоры найма, платёжные поручения, графики проверки караулов и непосредственного участия военнослужащих, выписки из приказов, выписки из протоколов заседания жилищной комиссии в/ч 3705.
Ссылаясь на то, что несение затрат по выплате денежной компенсации за наём (поднаём) служебных помещений военнослужащим, входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов института, должно быть компенсировано за счёт средств института, в/ч 3705 обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал требования истца доказанными и удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, пришёл к выводу о том, что истец доказал несение расходов на наём (поднаём) служебных помещений военнослужащим, входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов института, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в размере 378 716 руб. 13 коп., изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск в части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) (здесь и далее указанный закон и иные нормативные акты приведены в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как следует из статьи 27 Закона N 226-ФЗ, организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Из содержания названной статьи следует, что за счёт организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным Законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
В соответствии с пунктами 2.1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем15 000 руб. в месяц, а в случае если с указанными лицами проживают 3 и более членов семьи - 22 500 руб. в месяц.
Суд апелляционной инстанции на основании установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в соответствии с нормами Закона N 226-ФЗ и Закона N 76-ФЗ установил, что истцом заявлены к взысканию расходы по аренде жилых помещений за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 для военнослужащих, как в отношении непосредственно охраняющих объекты института, так и не осуществляющих данную охрану. Суд признал правильным расчет компенсации расходов по аренде жилых помещений для военнослужащих, охраняющих объекты института, и обоснованно посчитал, что оснований для взыскания компенсации в размере 214 838 руб. 71 коп. в отношении военнослужащих Букриной М.С., Семенова А.М., Гладченкова К.В., Ковтомеренко И.Н., Мурзина П.С., Непряхина Е.А., Рузанова Д.А., Тимофеенкова О.В. не имеется, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что эти лица непосредственно осуществляли охрану объектов института. Апелляционный суд признал обоснованными доводы института о том, что при расчёте размера компенсации в отношении Аалто Д.А., Апалькова А.А., Генеральского Д.А., Данилова В.В., Мурадагаева Ш.М., Пашнина В.Ю., определяя период, необходимо исходить из даты обращения о заселении, а, кроме того, учёл неприбытие для заселения. Апелляционный суд, исходя из фактических обстоятельств дела и оценки имеющихся в дел доказательств в их совокупности, обоснованно признал доказанными истцом расходы в сумме 378 716 руб. 13 коп. и отказал в остальной части иска. Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод о том, что институт обязан частично возместить в/ч расходы, связанные с выплатой военнослужащим, осуществлявших охрану его объектов, и членам их семей, названной компенсации.
Поскольку нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно, сделанные им выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-158956/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу войсковой части 3705 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.