10 июня 2020 г. |
Дело N А56-80258/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сапонджян Е.В. (доверенность от 22.10.2019), от акционерного общества "Газпром теплоэнерго" Николаевой Е.И. (доверенность от 10.01.2020),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-80258/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром теплоэнерго", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, дом 28, корпус 2, литера Д, помещение 49-Н, N 1-35, ОГРН 1035000920855, ИНН 5003046281 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент; в настоящее время - Северо-Западное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования; далее - Управление), о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 588.831 руб. 67 коп., из которых 456.363 руб. 97 коп. - переплата за стационарные выбросы и 132 467 руб. 70 коп. - переплата за размещение отходов. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2018 по настоящему делу принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском встречное исковое заявление Департамента к Обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 228 808 руб. 90 коп.
В судебном заседании 16.04.2019 Департамент заявил об изменении размера встречных исковых требований, просил взыскать 429 953 руб. 90 коп. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2019 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционный суд постановлением от 29.01.2020 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить встречный иск.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 10.03.2017 Общество письмом от 07.03.2017 N СПб/1406-03-17 предоставило в Департамент декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую (далее - НВОС) за 2016 год и расчет суммы переплаты.
В указанном письме Общество заявило требование о возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 588 831 руб. 67 коп. из которых 456.363 руб. 97 коп. - переплата за стационарные выбросы и 132 467 руб. 70 коп. - переплата за размещение отходов.
Указанные документы поступили в Департамент 10.03.2017.
Департамент 01.06.2017 и 06.07.2017 ответными письмами исх. N 02-28/6184 и N 04-28/7892 указал на отсутствие разработанного порядка зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.
Письмом 14.06.2017 N СПб/4500-06-17 Обществом в адрес Департамента направлен акт сверки взаиморасчетов по плате за НВОС за 2016 год, в ответном письме от 26.07.2017 Департамент сообщил, что общая сумма платежей за 2016 год по НВОС составила 1 387 237 руб. 95 коп.
Поскольку заявление Общества о возврате излишне уплаченной платы в размере за НВОС за 2016 год в размере 588 831 руб. 67 коп. не было рассмотрено Департаментом, Общество обратилось в суд с требованием о взыскании суммы данных денежных средств.
После возбуждения производства по настоящему делу в результате проведения контроля за исчислением платы за НВОС (акт Департамента от 09.10.2018 N 04-28/11158) по декларации Общества за 2016 год Департамент в порядке п. 46 "Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) совершил перерасчет платы с образованием задолженности в размере 228 808 руб. 90 коп., что послужило основанием для подачи встречного искового заявления о взыскании указанной задолженности.
Департамент 16.04.2019 повторно пересчитал размер платы за НВОС Общества за 2016 год, размер задолженности составил 429 953 руб. 90 коп., в связи с чем, Департаментом были уточнены встречные требования в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции удовлетворяя иск и отказывая во встречном иске указал на то, что "доказательств наличия у Общества в 2016 году размещения промышленных отходов задолженности Департаментом не предоставлено, в то время как Обществом представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности за плату НВСО за размещение отходов", "расчет исковых требований Общества со стороны Департамента не оспорен", "расчет встречных исковых требований Департамента противоречит представленным Обществом документам", "Департаментом также не представлено доказательств того, что Обществом допущено сверхлимитное размещение отходов в случае их накопления больше 11 месяцев с целью утилизации и обезвреживания".
Апелляционный суд повторно рассмотрев дела не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (пункт 3). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5).
Как предусмотрено статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ, контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1). Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату (пункт 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2016 N 913 утвердило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2016), а постановлением от 03.03.2017 N 255 - Правила N 255.
Согласно пункту 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения названной Федеральной службой соответствующего заявления.
Фактически из полученной Департаментом декларации Общества о плате за НВОС за 2016 год и расчета суммы переплаты, суд первой инстанции, придя к выводу об излишней уплате платы, подлежащей зачету и возврату, удовлетворил заявление, с чем согласился и апелляционный суд.
В указанном письме Общество заявило требование о возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 588 831 руб. 67 коп. из которых 456.363 руб. 97 коп. - переплата за стационарные выбросы и 132 467 руб. 70 коп. - переплата за размещение отходов.
Вместе с тем, судами двух инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил N 255).
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Согласно пункту 48 Правил N 255 в случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода. Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Департамент провел проверку представленной 17.04.2018 Обществом декларации, в результате которой выявил в декларации ошибки, а также несоответствие представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы.
В связи с этим Департамент направил Обществу требование от 25.06.2018 N 04-28/6699 (том 2 лист 6 - 20) о представлении в течение 7 рабочих дней письменных возражений с обосновывающими документами. По его предварительному расчету у Общества образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Поскольку требование о представлении пояснений в установленный срок Общество не исполнило, Департамент на основании пунктов 44 и 46 Правил N 255 составил акт проведения контроля 09.10.2018 N 04-28/11158 и выставил ему требование о погашении задолженности по плате за негативное воздействие за указанный период в размере 228 808 руб. 90 коп. (том 2 лист 26-41).
Судами двух инстанций надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам не дана.
В связи с этим вывод судов о правомерности и обоснованности заявления Общества недостаточно обоснован.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, на основании представленных доказательств, а также с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить фактическое состояние расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год между Обществом и бюджетом, после чего, исходя из предмета заявленных им требований, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А56-80258/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.