11 июня 2020 г. |
Дело N А26-7953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт - М" Беспаловой Е.А. (доверенность от 01.05.2019),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт - М" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А26-7953/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М", адрес: 117042, Москва, Южнобутовская улица, дом 69, ОГРН 1127746313562, ИНН 7727777402 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Министерство) от 11.07.2019 N 15-05/128/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.10.2019 Обществом требование удовлетворено частично. Оспариваемое постановление Министерства изменено, административный штраф снижен до 75 000 руб. В остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Министерством на основании заявления Общества (входящий номер 1666/МЭР от 21.06.2018) о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 30.10.2017, регистрационный Ш0РПА0000775, была проведена документарная проверка.
В ходе проверки Министерством установлено, что содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), зафиксированы факты повторных розничных продаж алкогольной продукции за период с 01.07.2018 по 13.11.2018 внутри обособленных подразделений Общества, по адресам:
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антонова, д. 18, помещение 3, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Скандинавский проезд, д. 14, помещение 46, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Попова, д. 15, помещение 12-Н, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, набережная Варкауса, д. 7, корпус 2, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, набережная Варкауса, д. 35, помещение 168, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, Кондопожский муниципальный район, г. Кондопога, шоссе Октябрьское, д. 27, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Генерала Фролова, д. 13, помещение 2, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чистая, д. 7, помещение 124, магазин.
В связи с этим Министерство пришло к выводу о нарушении Обществом требований, установленных статьями 8 и 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 26.06.2019 в отношении Общества протокола N 15-05/128/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением от 11.07.2019 N 15-05/128/2019 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения размера административного наказания до 75 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 14.19 КоАП РФ противоправным признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещен.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459).
Как указано в пункте 21 Правил N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ), в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.
В данном случае суды двух инстанций установили факт нарушения фиксации в ЕГАИС учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об объемах оборота (закупки) алкогольной продукции.
В связи с этим суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований законодательства, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил не выявлено.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Судебные инстанции не выявили процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, нормы процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А26-7953/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАБИРИНТ-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.