г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А26-7953/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Горбачевой О.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Беспалова Е.А. по доверенности от 01.05.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33004/2019) общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2019 по делу N А26-7953/2019 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М"
к Министерству экономического развития Республики Карелия
о признании незаконным постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Министерство) N 15-05/128/2019 от 11.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.10.2019 заявленное ООО "Лабиринт-М" требование удовлетворено частично. Оспариваемое постановление Министерства изменено, административный штраф снижен до 75 000 руб. В остальной части заявленного требования суд отказал.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, прекратить административное производство. Податель жалобы указывает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Ссылается на то, что Общество не реализует одну и ту же единицу алкогольной продукции дважды, фиксация в ЕГАИС "повторной продажи" является следствием технической ошибки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством проведена документарная проверка на основании заявления ООО "Лабиринт-М" (входящий номер 1666/МЭР от 21 июня 2018 года) о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 30.10.2017, регистрационный Ш0РПА0000775. В ходе проверки установлено следующее.
Согласно информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), зафиксированы факты повторных розничных продаж алкогольной продукции за период с 01 июля 2018 года по 13 ноября 2018 внутри обособленных подразделений, по адресам:
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антонова, д. 18, помещение 3, магазин;
-Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Скандинавский проезд, д. 14, помещение 46, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Попова, д. 15, помещение 12-Н, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, набережная Варкауса, д. 7, корпус 2, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, набережная Варкауса, д. 35, помещение 168, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, Кондопожский муниципальный район, г. Кондопога, шоссе Октябрьское, д. 27, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Генерала Фролова, д. 13, помещение 2, магазин;
- Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чистая, д.7, помещение 124, магазин.
Нарушение ООО "Лабиринт-М" требований, установленных статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничения потребления (распития) алкогольной продукции (далее - Закон N 171-ФЗ) послужило основанием для составлении 26.06.2019 протокола N 15-05/128/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
Постановлением от 11.07.2019 N 15-05/128/2019 по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем Министра экономического развития и промышленности Республики Карелия Игнатенковой Е.В., Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения размера административного наказания до 75 000 руб.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 380).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 380 учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459).
В силу пункта 21 Правил N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о передаче, внутреннем перемещении, возврате алкогольной продукции представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, по месту осуществления деятельности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ), в срок не более трех рабочих дней с даты фактических передачи, внутреннего перемещения, возврата продукции.
Факт нарушения фиксации в ЕГАИС учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об объемах оборота (закупки) алкогольной продукции установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного административного правонарушения.
Доводы Общества о том, что была осуществлена операция "Продажа" "Возврат" "Продажа" подлежат отклонению, поскольку не подтверждаются представленными документами и противоречат протоколу запроса из ЕГАИС о федеральной специальной/акцизной марке, так как две продажи осуществляются внутри одного чека, что указывает на неоднократное сканирование и введение информации об одной и той же акцизной марке принадлежащей одной единице алкогольной продукции. То обстоятельство, что возвратный чек "ушел" в ЕГАИС несвоевременно не отменяет осуществления введения информации о продаже.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) определен Правилами функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 год N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
Приказом Росалкогольрегулирования от 01 февраля 2018 года N 30 (далее - Приказ N30) утвержден перечень сведений, содержащихся в штриховом коде предоставляемого покупателю документа.
Из положений Правил и Приказа N 30 следует, что фактом фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС является факт считывания сканером штрих-кодов, нанесенных на федеральные специальные или акцизные марки.
На этапе считывания информации со штрих-кодов идет формирование кассового чека с последующим его отпечатыванием в целях подтверждения факта осуществления расчета между покупателем и продавцом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации").
Таким образом, сведения в систему ЕГАИС поступают в режиме реального времени.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что "продажа" и "продажа" фиксировалась по большей части алкогольной продукции в одном чеке, то есть в рамках осуществления одной продажи одному покупателю. Так осуществлено три факта фиксации одной единицы, к примеру, водки "Ямская мягкая" АО "ЛВЗ "Топаз", и с учетом времени осуществления операции, то все три продажи и один возврат осуществлен в рамках одного чека и все четыре операции совершены с разницей в одну минуту.
Кроме того, ЕГАИС представляет возможность участникам алкогольного рынка вносить изменения в целях исправления самостоятельно обнаруженных ошибок. Также участники алкогольного рынка имеют возможность самостоятельно внести изменения в зафиксированные данные, в случае обнаружения факта фиксации недостоверных сведений. Однако, Обществом данные скорректированы не были.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований к порядку учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя и доказанности состава вмененного ему правонарушения.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений о малозначительности и освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
Вместе с тем, суд, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер допущенных нарушений, предпринимаемые Обществом действия по прекращению противоправного поведения, степень вины привлекаемого к ответственности лица, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания и снизить размер административного штрафа до 75 000 руб.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 октября 2019 года по делу N А26-7953/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-М" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7953/2019
Истец: ООО "Лабиринт-М"
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Карелия