11 июня 2020 г. |
Дело N А05-9029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по делу N А05-9029/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер", адрес: 165111, Архангельская область, Вельский район, поселок Аргуновский, улица Заозерская, дом 64, ОГРН 1132907000885, ИНН 2907015563 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения, адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10, ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136 (далее - Управление), о признании незаконным извещения от 11.07.2019 N 914 об отказе в приемке лесной декларации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 112901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК", адрес: 165210, Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, Заводская улица, дом 17, офис 1, ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546 (далее - ООО "ГК"УЛК").
Решением суда первой инстанции от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены; на управление возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, представленную Обществом. Кроме того, с управления в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; Обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб. как излишне уплаченная.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент) и закрытым акционерным обществом "Норд-лес" (далее - ЗАО "Норд-лес") 12.09.2008 был заключен договор аренды лесного участка N 446.
Министерство (правопреемник Департамента) и общество с ограниченной ответственностью "Вельский ДОК" (далее - ООО "Вельский ДОК") заключили соглашение от 17.12.2012 о внесении изменений и дополнений N 3 в договор аренды лесного участка от 12.09.2008 N 446, которым произведена замена арендатора с ЗАО "Норд-лес" на ООО "Вельский ДОК".
ООО "Вельский ДОК" (арендатор) и Общество (субарендатор) заключили договор субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446, по условиям которого арендатор обязался предоставить с согласия арендодателя (распоряжение от 09.09.2014 N 770), а субарендатор - принять в субаренду лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Участки переданы субарендатору для заготовки древесины.
При этом стороны указанного договора субаренды пунктом 3.4.4 предусмотрели обязанность субарендатора ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с Проектом освоения лесов.
ООО "Вельский ДОК", переименованное 29.02.2016 в общество с ограниченной ответственностью "ЛПК Север", прекратило свою деятельность 28.12.2018 путем реорганизации в форме присоединения к ООО "ГК "УЛК".
Общество представило в Вельское обособленное подразделение Управления лесную декларацию от 09.07.2019 N 3-19/88, в которой заявило, что с 20.07.2019 по 19.07.2020 использует леса для заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов.
По результатам рассмотрения этой лесной декларации Управление направило Обществу извещение от 11.07.2019 N 914 об отказе в приемке лесной декларации, мотивированное несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию. Отметив при этом, что лесная декларация должна подаваться арендаторами.
Поскольку в данном случае декларация предъявлена субарендатором, то имеет место нарушение пункта 2 "Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок).
Общество не согласилось с данным отказом, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, придя к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа Обществу в приемке лесной декларации, требование Общества удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17).
Согласно пункту 2 Порядка N 17, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка N 17).
В данном случае судебные инстанции, ссылаясь на статью 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункт 1.1 договора субаренды лесного участка от 20.09.2014 N ВД-446, констатировали, что арендатор передал Обществу в субаренду лесные участки с согласия арендодателя, которое зафиксировано в распоряжении Министерства от 09.09.2014 N 770р.
Судебные инстанции, оценив представленный в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая то, что лесная декларация носит заявительный, а не разрешительный характер, а также то обстоятельство, что договор от 20.09.2014 содержит условие определяющее обязанность субарендатора в части обязательств по подаче лесной декларации в соответствии с Проектом освоения лесов, обоснованно удовлетворили требование Общества.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по делу N А05-9029/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.