15 июня 2020 г. |
Дело N А56-99658/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Оптима Ресурс Групп" Стеклянникова С.В. (доверенность от 20.08.2019 N 5),
рассмотрев 15.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу N А56-99658/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптима Ресурс Групп", адрес: 117303, Москва, ул. Керченская, д. 9, ОГРН 1097746550670, ИНН 7727698239 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 16.08.2019 N 10210000-672/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 101 586 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 решение суда первой инстанции отменено, заявление Общества удовлетворено, постановление Таможни от 16.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-672/2019 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на то, что вывод апелляционного суда об отсутствии события правонарушения в действиях Общества противоречит материалам настоящего дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Таможня о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 14.02.2019 Обществом посредством электронного декларирования подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10210200/140219/0019059 для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товара, в том числе: товар N 1 "части воздуходувок: опора подшипника вала с отверстием под температурный датчик, предназначена для воздуходувки HOWDEN ROOTS 20". Производитель HOWDEN COMPRESSORS. Тов. знак HOWDEN. Торг. знак, марка HOWDEN. Артикул 92716013. Кол-во 8 шт. Страна происхождения Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Вес брутто - 1172 кг. Вес нетто - 1003,2 кг. Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 8414900000, ставка таможенной пошлины - 0%, НДС - 20%. заявленная таможенная стоимость - 3 386 213 руб. 58 коп.
Товар поступил на Гатчинский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни по следующим транспортным и коммерческим документам: транзитная декларация N 11216404/100219/0117327, CMR (ТТН) от 08.02.2019 N 228103, инвойс от 14.01.2019 N G011545, контракт от 11.01.2016 N 110116, на т/с гос. рег. знак N С947АР39/АО022339. Страна отправления - Литва.
С целью идентификации и классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) Таможней проведен таможенный досмотр товара N 1.
По результатам таможенного досмотра и проверки документов, представленных при таможенном декларировании, Таможней составлен акт N 10210020/210212/000059, в котором выявлено расхождение характеристик товара, содержащихся в графе 31 ДТ, а именно: декларантом заявлены неполные сведения о характеристиках товара N 1, а именно - не указаны сведения о том, что товар является корпусом роликового подшипника, что повлияло на классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно решению Таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 22.02.2019 N РКТ-10210200-19/000052 товар, описание которого дополнено следующими сведениями: "фланцевый неразъемный корпус двухрядного роликового подшипника", классифицирован по коду 8483303209 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка пошлины - 5%.
Данное решение Обществом не обжаловано, начисленные таможенные платежи уплачены.
Заявление декларантом при таможенном декларировании товара N 1 недостоверных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением неполных сведений об основном классифицирующем признаке товара, повлекло занижение подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 203 172 руб. 81 коп.
Установив признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в заявлении декларантом недостоверных (неполных) сведений о товаре, которые послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин и налогов, причитающихся к уплате при таможенном оформлении товаров, должностным лицом Таможни в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении от 22.02.2019 N 10210000-672/2019, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении N 10210000-672/2019 в Таможню поступило гарантийное письмо Общества, в котором содержалась просьба не изымать товар, явившийся предметом административного правонарушения, и разрешить его дальнейшее таможенное оформление в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В указанном письме руководитель вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, признал и гарантировал оплату штрафа.
Постановлением Таможни от 16.08.2019 N 10210000-672/2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 1/2 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 101 586 руб. 41 коп.
Полагая постановление Таможни о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, пришел к выводу об отсутствии в действиях декларанта состава административного правонарушения, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил и удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое постановление таможенного органа.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его поведения как субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления N 10 установлено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В пунктах 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, путем подачи декларации на товары совместно с декларацией таможенной стоимости, которая согласно статье 105 ТК ЕАЭС является неотъемлемой частью декларации на товары.
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС; код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии, в том числе со статьей 136 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 54 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 29 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, определено, что в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений в графе 31 ДТ необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также сведения о грузовых местах.
Под номером 1 необходимо, в том числе указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товаров с добавлением сведений о производителе, обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, а также сведений о количественном и качественном составе декларируемых товаров.
Согласно основным правилам интерпретации 1, 6 ТН ВЭД ЕАЭС товары, имеющие описание - корпус подшипников для шариковых или роликовых подшипников, относятся к товарной подсубпозиции - 8483303209 (ставка пошлины - 5%).
Материалами дела подтверждается, что в данном случае сведения о декларируемом товаре N 1: "опора подшипника вала с отверстием под температурный датчик, предназначена для воздуходувки HOWDEN ROOTS 20". Производитель HOWDEN COMPRESSORS. Тов. знак HOWDEN. Торг. знак, марка HOWDEN. Артикул 92716013. Кол-во 8 шт. Страна происхождения Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии", внесены Обществом в ДТ на основании имеющейся в распоряжении декларанта информации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав состав и содержание представленных Обществом при декларировании товара документов, указанных в графе 44 ДТ, а также в протоколе об административном правонарушении, установил, что описание товара содержится в спецификации к контракту, инвойсе, упаковочном листе, CMR.
При этом контракт от 11.01.2016 N 110116 не содержит наименования товара, которое согласно пункту 1.3 указывается в спецификациях.
Согласно пункту 1 спецификации N 18 к контракту от 11.01.2016 N 110116 товар поименован как "опора подшипника вала воздуходувки HOWDEN ROOTS 20", артикул 92716013. В упаковочном листе и инвойсе от 14.01.2019 N G011545, а также CMR N 228103 - опора подшипника.
В инструкции по эксплуатации воздуходувной установки, а также в представленных Таможней выписках из технической документации, которая представлялась декларантом, требуемых таможенным органом сведений о наличии классифицирующего признака товара, не указанного Обществом, - "фланцевый неразъемный корпус двухрядного роликового подшипника", не обнаружено.
Суд апелляционной инстанции также обратил внимание на то, что в акте таможенного досмотра N 10210020/210212/000059 товар поименован как "готовое цельнометаллическое изделие сложной формы предположительно из черных металлов, с технологическими отверстиями разной формы и разного диаметра с резьбой и без резьбы".
Руководствуясь изложенным, суд апелляционной инстанции посчитал, что вывод таможенного органа, указанный в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, о неуказании декларантом в графе 31 ДТ полного достоверного основного классифицирующего признака товара - фланцевый неразъемный корпус двухрядного роликового подшипника, является необоснованным.
Свою позицию апелляционный суд обосновал тем, что в описании примененной Таможней товарной подсубпозиции 8483303209 ТН ВЭД ЕАЭС указанных квалифицирующих признаков не приведено и, кроме того, имеющиеся в распоряжении декларанта документы не содержат означенных сведений.
Указания Таможни на результаты проведенной в ноябре 2018 года экспертизы идентичного товара, проведенной в ЭКС-филиале ЦЭКТУ г. Нижний Новгород, и принятом классификационном решении, содержащем все необходимые классификационные признаки, судом апелляционной инстанции были отклонены, как не соответствующие правилам описания товара, содержащимся в подпункте 29 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что не указание декларантом в сведениях о характеристиках товара - "фланцевый неразъемный корпус двухрядного роликового подшипника" не подтверждает наличие в действиях Общества события вмененного ему административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а, применительно к правилам части 2 статьи 211 АПК РФ, влечет признание незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, поскольку отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), вывод апелляционного суда о необходимости удовлетворения заявления Общества о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 16.08.2019 N 10210000-672/2019 следует признать верным.
Доводы Таможни, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда и сводятся к неверному толкованию норм материального права. Несогласие Таможни с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу N А56-99658/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.