16 июня 2020 г. |
Дело N А42-5947/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 15.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А42-5947/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманская областная электросетевая компания", адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 16, ОГРН 1095190000278, ИНН 5190197680 (далее - Общество, АО "МОЭСК"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, адрес: 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д. 9 А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Мурманское УФАС, Управление), от 30.05.2019 о назначении административного наказания по делу N 051/04/9.21-288/2019 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Смирнову Надежду Леонидовну (далее - Смирнова Л.Н.) и гаражно-строительный кооператив N 187 (далее - ГСК N 187).
Решением суда первой инстанции от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2020, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В обоснование доводов жалобы Управление указывает, что документы, представленные Обществом, не являются доказательствами, свидетельствующими о наличии надлежащего технического присоединения объекта, принадлежащего Смирновой Л.Н., в связи с чем Общество обязано выполнить необходимые мероприятия и документально оформить технологическое присоединение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 08.11.2017 Смирнова Н.Л. приобрела в собственность гараж, расположенный по адресу: г. Мурманск, Нижне-Ростинское шоссе, автогаражный кооператив N 187 (в настоящее время - ГСК N 187), ряд 5-й, строение N 8 (кадастровый номер объекта недвижимости: 51:20:0002021:4541). Смирнова Н.Л. не являлась ни членом автогаражного кооператива N 187 (далее - а/г N 187) (юридическое лицо прекратило свою деятельность 08.07.2011), ни членом ГСК N 187.
В связи с отсутствием электроснабжения, 24.08.2018 Смирнова Н.Л. обратилась в адрес АО "МОЭСК" с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации принадлежащего ей на праве собственности гаража.
АО "МОЭСК" письмом от 28.08.2018 N 1-/9135 отказало в заключении договора и выполнении в отношении энергопринимающих устройств вышеуказанного объекта мероприятий по технологическому присоединению, указав, что данный объект уже имеет выполненное надлежащим образом технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства АО "МОЭСК"; заявка Смирновой Н.Л. не соответствует случаям технологического присоединения, предусмотренным пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); исполнение такой заявки будет противоречить принципу однократности технологического присоединения, предусмотренному статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
12.03.2019 в адрес Управления поступило заявление Смирновой Н.Л. с жалобой на уклонение АО "МОЭСК" от исполнения заявки на технологическое присоединение принадлежащего ей объекта к электрическим сетям.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 3, 6 Правил N 861, главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления 22.04.2019 составил в отношении АО "МОЭСК", в присутствии уполномоченного представителя Общества, протокол N 051/04/9.21-288/2019 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.05.2019 о назначении административного наказания по делу N 051/04/9.21-288/2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 600 000 руб. штрафа.
Общество не согласилось с постановлением Мурманского УФАС России, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 35-ФЗ, Правил N 861, пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества рассматриваемого состава правонарушения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в том числе, на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Под однократностью технологического присоединения понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение.
Правилами N 861 определяется порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.
Из материалов дела следует, что Общество владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, предоставляет услуги по передаче электрической энергии и является сетевой организацией.
Отклоняя заявку Смирновой Н.Л. на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, Общество указало, что действующим законодательством не предусмотрено повторное присоединение энергопринимающих устройств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а именно: акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 30.09.2003, заявление ГСК N 187 на технологическое присоединение гаражей от 12.09.2012, межевой план расположения гаражей (приложение к заявке ГСК от 12.09.2012 N 187), договор от 03.10.2012 N ТП-12-00450, Технические условия от 27.09.2012 N ТП-12-00450-001, акт об осуществлении технологического присоединения от 08.11.2012 N ТП-12-00450, суды пришли к обоснованному выводу о том, что из представленных Обществом документов следует наличие законного опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям АО "МОЭСК" гаража N 8, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Нижне-Ростинское шоссе, А/К N 187, ряд 5-й, осуществленного (опосредованно, через сети ГСК N 187) до подачи Смирновой Н.Л. заявки на технологическое присоединение.
Так, в связи с необходимостью осуществления дополнительного технологического присоединения энергопринимающих устройств 20-ти гаражных боксов (гаражей), ГСК N 187 12.09.2012 обратился в ОАО "Мурманская горэлектросеть" с заявкой на технологическое присоединение к электросетям по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной), приложив при этом межевой план расположения гаражей, в том числе гаража N 8 (ряд 5).
На основании Технических условий для присоединения к электрическим сетям N ТП-12-00450-001 от 27.09.2012, а также акта разграничения балансовой принадлежности от 29.10.2012 между сетевой организацией и ГСК N 187 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ТП-12-00450 от 03.10.2012, согласно которому Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ГСК N 187, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств: 50,00 кВт; в том числе: ранее присоединенная максимальная мощность: 37,50 кВт; вновь присоединяемая максимальная мощность: 12,50 кВт; категория надежности: третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение: 0,4 кВ.
Актом об осуществлении технологического присоединения N ТП-12-00450 от 08.11.2012 подтверждено технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ГСК N 187, выполненное в соответствии с Техническими условиями от 27.09.2012 N ТП-12-00450-001.
Судами также принято во внимание, что согласно справке ГСК N 187 от 19.04.2019, в состав кооператива входят 145 гаражных боксов (гаражей). Спорный гараж находится в составе ГСК N 187. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГСК N 187 в составе 145 гаражных боксов к электрическим сетям осуществлено в установленном порядке, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 08.11.2012. При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ГСК N187 была учтена мощность на энергопринимающее устройство гаража N 8, в настоящее время принадлежащего Смирновой Н.Л. Таким образом, указанный гараж технологически присоединен к электрическим сетям в составе ГСК N 187.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется по принципу однократности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях АО "МОЭСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и удовлетворили заявление Общества.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А42-5947/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.