17 июня 2020 г. |
Дело N А52-1992/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Псковские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А52-1992/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие г. Пскова "Псковские тепловые сети", адрес: 180017, Псковская обл., г. Псков, ул. Спортивная, д. 3А, ОГРН 1026000975087, ИНН 6027044260 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Восьмой район", адрес: 180019, Псковская обл., г. Псков, ул. Звездная, д. 12, ОГРН 1076027011455, ИНН 6027109479 (далее - Компания), 2 581 575 руб. 38 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию и горячую воду.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2020, иск удовлетворен частично; с Компании в пользу Предприятия взыскано 1 209 167 руб. 15 коп. долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и удовлетворить иск полностью.
Податель жалобы указывает, что в расчетах между исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией при централизованной системе горячего водоснабжения и при наличии общедомовых приборов учета, объем коммунального ресурса определяется исходя из показаний общедомового прибора учета.
Кроме того, податель жалобы выражает несогласие со ссылкой судов на пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, поскольку с 01.01.2017 плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества относится к категории жилищных услуг, входит в состав платы за содержание жилого помещения и не регулируется нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, которые регулируют плату за коммунальные услуги.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (теплоснабжающей организацией) и Компанией (абонентом) заключен договор теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения от 27.12.2011 N 2023/395-11 (далее - Договор), предметом которого является подача теплоснабжающей организацией через присоединенную тепловую сеть и приобретение абонентом коммунальных ресурсов в объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и (или) горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг в объектах теплоснабжения, и их своевременная оплата.
Согласно приложению N 3 к Договору объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения являются многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Компании.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора расчетный объем коммунальных ресурсов, отпущенных теплоснабжающей организацией абоненту, определяется сторонами ежемесячно по каждому объекту теплоснабжению путем оформления двухстороннего акта отпуска коммунальных ресурсов.
В пунктах 6.2, 6.3 Договора стороны предусмотрели порядок определения расчетного объема коммунальных ресурсов в зависимости от установки на объектах теплоснабжения общедомовых приборов учета, отдельно предусмотрен порядок для определения объема при наличии в доме индивидуального теплового пункта.
Согласно пунктам 9.7, 9.9.1 Договора объем коммунального ресурса, потребленный на общедомовые нужды, оплачивается управляющей организацией на основании акта отпуска коммунальных ресурсов путем перечисления денежных средств на банковский счет теплоснабжающей организации.
Предприятием в январе, марте, мае и с июля по декабрь 2017 года поставлен коммунальный ресурс (горячая вода) для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением Компании.
Поскольку оплата данного ресурса Компанией в полном объеме не произведена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили частично.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия и горячая вода поставлялись в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Компания, являющаяся управляющей организацией, в соответствии со статьей 155, подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 354, во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг. В силу своего статуса Компания обязана приобретать у гарантирующего поставщика коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, и использования их на общедомовые нужды.
Факт исполнения Предприятием обязательства по поставке тепловой энергии и горячей воды в переданные Компании в управление многоквартирные дома в спорный период подтверждается материалами дела и Компанией не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 и частей 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме вносят управляющей организации.
Таким образом, на управляющую организацию в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, избравшем способ управления домом управляющей организацией, и обязанность по оплате всего потребленного для этой цели коммунального ресурса соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса по договору, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, представляющей собой разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что эксплуатируемые в обслуживаемых Компанией домах общедомовые приборы учета фиксируют показания израсходованной воды, а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды. Именно данными показаниями руководствуется Предприятие при расчетах с Компанией.
Предприятие в расчетах применило формулу, предусмотренную подпунктом "г" пункта 21 Правил N 124. Предприятию утвержден двухкомпонентный тариф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Согласно пункту 27 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого или нежилого помещения определяется по формуле 24, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящегося на i-е жилое или нежилое помещение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величина Q однi служит для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой правовой подход сформулирован в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5(2017).
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что методика расчета Предприятием объема поставленного ресурса не соответствует указанным выше требованиям.
Ссылка подателя жалобы на то, что с 01.01.2017 плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества относится к категории жилищных услуг, входит в состав платы за содержание жилого помещения и не регулируется нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, которые регулируют плату за коммунальные услуги, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции в виду следующего.
В силу пункта 2 Правила N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам, в том числе, относится горячая вода, потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что поставляя горячую воду для содержания общего имущества в многоквартирном доме, Компания тем самым оказывает потребителям коммунальную услугу, расчет за которую должен производится в соответствии с требованиями Правил N 354.
Поскольку расчет поставленного ресурса, произведенный Предприятием, не соответствует действующему законодательству, суды обоснованно приняли за основу расчет Компании и удовлетворили требования Предприятия в размере 1 209 167 руб. 15 коп.
Доводы, приведенные Предприятием в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для иной доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А52-1992/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Псковские тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.