17 июня 2020 г. |
Дело N А42-7359/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 15.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Авиагородок" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А42-7359/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Авиагородок", адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 8А, ОГРН 1135110000541, ИНН 5110004430 (далее - ООО "УК "Авиагородок", Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 4, ОГРН 1065110013870, ИНН 5110001359 (далее - Комитет), от 03.06.2019 N 133.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, спорные внутриквартальные проезды не входят в состав общедомового имущества, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, обязанность по проведению ремонта которых возложена на местную администрацию. Общество отмечает, что ссылка Комитета на постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - постановление Госстроя N 170) несостоятельна, поскольку предписание не содержит указания на нарушение норм данного постановления, а также ввиду отсутствия соответствующих полномочий указанного органа власти. Общество также считает, что внутриквартальный проезд является не элементом благоустройства, а территорией общего пользования. Податель жалобы указывает на недоказанность Комитетом наличия повреждений дорожного полотна, затруднительности движения транспортных средств в связи с этими повреждениями, ссылается на отсутствие в акте проверки данных измерений и средств фотофиксации.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 03.06.2019 на основании приказа от 31.05.2019 N 248 Комитетом проведена внеплановая выездная проверка на предмет неудовлетворительного состояния придомовых территорий многоквартирных домов (далее - МКД) N N 31А, 31Б, 32, 34, 34А, 35, 35А, 36, 36А, 37, 38, 41, 49, 51 по Гвардейской ул. г. Североморска Мурманской обл., обслуживаемых Обществом.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 03.06.2019 N 246 (с фототаблицами), что на придомовой территории со стороны фасадов указанных МКД имеются многочисленные разрушенные участки тротуаров, проездов, дорожек; на придомовых территориях МКД N N 35, 35А, 36, 36А со стороны дворового фасада значительное разрушение тротуара, отсутствует бордюрный камень; между домами (в районе границы придомовых территорий МКД N N 38 и 41) на придомовой территории МКД N 41 со стороны дворового фасада отсутствует часть тротуара и бордюрного камня, что является нарушением положений пунктов 2.3.1, 2.3.3, пункта 17 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя N 170 (далее - Правила N 170).
Предписанием от 03.06.2019 N 133 Комитет обязал Общество в срок до 20.07.2019 восстановить асфальтовое покрытие на придомовой территории со стороны дворовых фасадов проверяемых МКД, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек; на придомовых территориях МКД N N 35, 35А, 36, 36А и 41 со стороны дворового фасада восстановить тротуар, установить бордюрный камень.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Указав, что дворовые проезды и пешеходные тротуары в настоящем случае являются частью общего имущества рассматриваемых МКД, поскольку находятся на сформированных под ними земельных участках, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обязанности управляющей организации по содержанию их в исправном состоянии путем проведения ремонта и восстановления разрушенных участков, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
В силу пункта 17 приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к текущему ремонту.
Пунктом 3.6.1 Правил N 170 закреплено, что уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна проводиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
Следовательно, все перечисленные в документе территории позиционируются в качестве придомовых, что следует из названия пункта 3.6 "Уборка придомовой территории. Организация уборки территории" Правил N 170.
Согласно планам земельных участков, на которых расположены спорные МКД, в придомовые территории спорных МКД входят твердые покрытия проездов и тротуаров.
Решением Совета Депутатов ЗАТО город Североморск от 02.04.2014 N 517 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск (далее - Правила благоустройства).
В пункте 8.1.5 Правил благоустройства указано, что придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что рассматриваемые дворовые проезды и пешеходные тротуары с бордюрами находятся на сформированных под указанными выше МКД земельных участках, в связи с чем правомерно указано, что они относятся к придомовой территории соответствующих МКД и ответственность за их содержание в надлежащем состоянии возложена на Общество.
В соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, спорные дворовые проезды по Гвардейской улице не включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории ЗАТО г. Североморск, утвержденный постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 28.12.2015 N 1362.
Общество не отрицало в судах пояснения Комитета, согласно которым в зимний и летний периоды Общество осуществляет обслуживание, уборку спорных участков от снега, мусора и грязи.
Вопреки доводам Общества, оспоренное предписание содержит указание на нарушение пунктов 2.3.1, 2.3.3, пункта 17 приложения N 7 Правил N 170. Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определенные указанными Правилами, являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, обеспечивающими сохранность и содержание жилищного фонда.
Аргументируя позицию о незаконности оспариваемого предписания, заявитель ссылается, что из акта проверки не усматривается использование при ее проведении каких-либо средств фотофиксации, а равно то, кем, когда и где они использовались, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества вменяемых нарушений и истинном состоянии спорных проездов и тротуаров. Заявитель также указывает, что Комитетом при проведении проверки не устанавливалось, что имеющиеся повреждения проезжей части и тротуаров каким-либо образом затрудняют движение транспортных средств и пешеходов, а выявленные повреждения не отвечают установленным нормативным требованиям; какие-либо измерительные приборы, прошедшие поверку и имеющие сертификат, а равно средства фото-фиксации, позволяющие наглядно оценить повреждения дорожного полотна, в ходе проверки не применялись.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 срок устранения отдельного повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. метров для группы улиц Е (улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки) должен составлять не более 12 суток, а срок устранения повреждений (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 кв. метров, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью 5,2 кв. метров и более должен составлять не более 20 суток.
Судами обращено внимание на следующее: пунктом 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.
Поскольку спорные дороги (проезды) и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений", введенного в действие приказом Росстандарта от 02.02.2015 N 47-ст, проведение замеров поврежденных участков специальными приборами, включенными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку, не является обязательным. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах, достоверность и относимость которых к обслуживаемой территории и исследуемому времени Обществом в судах не опровергнута.
Размер выявленного повреждения дорожного покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок его устранения, с учетом этого Общество не лишено права обратиться с заявлением в Комитет о продлении срока исполнения предписания.
Таким образом, предписание Комитета является правомерным и выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований, надлежащему субъекту исполнения.
Аналогичная позиция поддержана в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу N А42-8286/2019 и от 08.06.2020 по делу N А42-8289/2019.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
ООО "УК "Авиагородок" следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А42-7359/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Авиагородок" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК "Авиагородок", адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 8А, ОГРН 1135110000541, ИНН 5110004430, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 21.02.2020 N 108.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.