16 июня 2020 г. |
Дело N А56-66538/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Айсландия" Алексеева М.А. (доверенность от 23.04.2019), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Шульженко С.И. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А56-66538/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Айсландия", адрес: 188640, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Лесное, зд. N 7, ОГРН 1044700554909, ИНН 4703071556 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 7027 кв. м с кадастровым номером 47:07:0155001:44, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Васкелово, п/о Спутник, пос. Лесное, в/г N 14, на условиях протокола разногласий по цене 63 747 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.10.2019 и постановление от 30.01.2020, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Податель жалобы указывает, что на дату приобретения Обществом здания, расположенного на спорном земельном участке, последний еще не был сформирован в качестве объекта прав, не использовался для нужд обороны, не мог был признан ограниченным в обороте, поэтому оснований для определения цены его продажи в размере 2,5% кадастровой стоимости у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам открытых торгов на основании заключенного с Северо-Западным межрегиональным отделением специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" договора купли-продажи от 31.05.2004 N 98-ВВИ Общество приобрело в собственность высвобождаемое военное имущество - здание столовой общей площадью 1241,6 кв. м, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п/о Спутник, пос. Васкелово/Лесное, военный городок N 14,, год постройки - 1959 (далее - Здание).
Согласно свидетельству серии 47 АА 074710 государственная регистрация права собственности Общества на Здание произведена 03.05.2005.
В 2008 году Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственными имуществом в Ленинградской области (далее ТУ Росимущества) - правопредшественнику МТУ Росимущества с заявкой о приватизации земельного участка площадью 7027 кв. м с кадастровым номером 47:07:01-55-001:0044, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Васкелово, п/о Спутник, пос. Лесное, в/г N 14 (далее - Участок), на котором находится Здание.
В ответ на данное обращение ТУ Росимущества уведомило Общество о том, что Участок, на котором расположено принадлежащее ему Здание, входит в состав земельного участка площадью 430 000 кв.м с кадастровым номером 47:07:01-55-001:0022, предоставленного согласно свидетельству от 26.02.1993, выданному администрацией Всеволожского района Ленинградской области, в постоянное (бессрочное) пользование Ольгинской Квартирно-Эксплуатационной Части, и является в связи с этим в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченным в обороте, а также указало на необходимость представления заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования Участком и положительного решения Министерства обороны Российской Федерации по вопросу его приватизации.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству (т.д. 1, л. 24) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.06.2007 на основании свидетельства от 26.12.1993 и в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок для спецнадобностей с кадастровым номером 47:07:01-55-001:0022 площадью 430 000 кв.м с указанием категории - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
По результатам рассмотрения повторного обращения Общества от 16.11.2010 о приватизации Участка ТУ Росимущества письмом от 17.12.2010 сообщило заявителю о невозможности принятия решения по его заявлению со ссылкой на отсутствие у ТУ Росимущества полномочий по распоряжению земельными участками, предоставленными для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В дальнейшем, Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации издан приказ от 20.12.2016 N 3022 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении Участка.
На основании заявления Общества о предоставлении Участка в собственность МТУ Росимущества подготовило и письмом от 13.02.2019 направило в его адрес проект договора купли-продажи Участка с указанием его цены в размере 2 549 887 руб.
Общество не согласилось с условием договора о цене Участка, направило МТУ Росимущества протоколы разногласий, в котором предложило установить цену Участка в размере 63 747 руб.
Письмом от 17.04.2019 МТУ Росимущества возвратило Обществу протоколы разногласий, предложило подписать договор в предложенной продавцом редакции.
Общество, ссылаясь на возникновение между сторонами разногласий относительно условия договора купли-продажи в части цены Участка и наличие оснований для ее определения в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 (далее - Правила) оснований для определения выкупной цены Участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости, и удовлетворил требования Общества, обязав МТУ Росимущества заключить договор купли-продажи Участка в предложенной истцом редакции по цене 63 747 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами судами первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В данном случае между сторонами возникли разногласия относительно условия договора купли-продажи о цене Участка.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ, если иное не установлено федеральным законом, цена земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 был установлен льготный порядок определения цены при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если указанные объекты ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Названной нормой было предусмотрено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, критериями применения льготных цен при выкупе указанных в пункте 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ земельных участков является факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
В соответствии с пунктом 2 Правил, принятых в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ, цена земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 этих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 той же статьи.
Как установили суды, Участок, на котором расположено приобретенное Обществом в собственность а 2005 году Здание, образован из земель, предоставленных в 1993 году для обеспечения обороны и безопасности.
Суды учли, что поданные Обществом в 2008 и 2010 годах заявки на выкуп Участка, на котором расположено находящееся в его собственности Здание, не были удовлетворены со ссылкой на ограничение его оборотоспособности в связи с отнесением его к землям, предоставленным для нужд обороны, а также приняли во внимание, что в 2016 году Департаментом имущественных отношений Министерства обороны осуществлялась распорядительные действия относительно прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Участком.
На основании установленных по делу обстоятельств отчуждения Здания, образования Участка и осуществления распорядительных действий в отношении него, а также учитывая выражение Обществом волеизъявления на приобретение Участка до 01.07.2012, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для определения цены выкупа Участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости, и урегулировали возникшие между сторонами разногласия относительно условия договора купли-продажи Участка в части его цены в предложенной истцом редакции.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения от 17.10.2019 и постановления от 30.01.2020 не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А56-66538/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.