17 июня 2020 г. |
Дело N А21-7396/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" Быкова А.И. (доверенность от 03.03.2020),
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" и Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А21-7396/2019,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский региональный благотворительный общественный фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово", адрес: 238214, Калининградская обл., Гвардейский р-н, пос. Орехово, ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области, адрес: 236016, Калининград, Клиническая ул., д. 63, ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007 (далее - Министерство), 316 459 руб. 90 коп. средств субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Министерство финансов).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2019 с Калининградской области в лице Министерства в пользу Фонда взыскано 316 459 руб. 90 коп. средств субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, за счет средств областного бюджета, выделенных на предоставление указанных субсидий.
Постановлением апелляционного суда от 11.12.2019 решение от 09.09.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.09.2019 и постановление от 11.12.2019 и принять новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении иска.
Министерство считает необоснованным вывод судов о том, что невыплаченные Фонду субсидии при наличии фактических затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям в рамках Программы в соответствии с заключенным договором, представляют собой убытки истца. Ответчик указывает, что в предоставлении субсидии Фонду отказано правомерно в связи с наличием разночтений в документах, представленных с заявлением о предоставлении субсидии. Кроме того, Министерство считает, что не имелось оснований для принятия решения какого-либо решения о предоставлении либо об отказе истцу в предоставлении субсидии, поскольку Центром не была соблюдена процедура по направлению в Министерство документов для принятия решения. Также ответчик полагает, что в соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 02.06.2010 N 396, надлежащим ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство финансов, которое представляет интересы и выступает от имени казны Калининградской области в судебных и иных органах.
Фонд в своей кассационной жалобе выражает несогласие с формулировкой резолютивной части решения суда первой инстанции в части указания на взыскание суммы субсидии за счет средств областного бюджета, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг. Фонд полагает, что исполнение решения не может быть поставлено в зависимость от выделения денежных средств из областного бюджета на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг, а поэтому просит изменить решение суда в данной части.
Определением суда кассационной инстанции от 14.05.2020 рассмотрение обеих жалоб отложено на 17.06.2020 на 11 час. 15 мин. В указанное время рассмотрение жалоб продолжено в прежнем судебном составе.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы и возражал против удовлетворения кассационной жалобы Министерства.
Министерство и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа Калининградской области 24.05.2017 составлена индивидуальная программа N 180/04 на предоставление социальных услуг для гражданина Аникина Павла Сергеевича (далее - Программа).
На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Аникиным П.С. (получатель) 24.05.2017 заключен договор N 27 на предоставление социальных услуг (далее - договор), согласно которому поставщик обязался на условиях частичной оплаты оказать получателю социальные услуги в форме "Социального обслуживания в стационарной форме граждан в возрасте 18 лет и старше, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя" согласно перечню оказываемых поставщиком услуг (приложение N 1).
Согласно статье 3 договора поставщик предоставляет получателю услуги на условиях частичной оплаты в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) в размере 0 руб. в месяц, что составляет 75% от ежемесячного среднедушевого дохода получателя. В соответствии с пунктом 11 Программы среднедушевой доход на 24.05.2017 составил 0 руб. в месяц.
Между Фондом и Аникиным П.С. 23.05.2018 составлен акт о предоставлении социальных услуг на общую сумму 316 459 руб. 90 коп., в соответствии с которым оплата за услуги Фондом не взималась.
Фонд представил Центру 20.02.2019 заявление о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на возмещение поставщику части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), в сумме 316 459 руб. 90 коп. с приложением соответствующих документов.
В письме от 21.02.2019 N 2131 (том 1 л.д. 17-18) Центр, ссылаясь на положения Порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807 в редакции постановлений от 03.11.2017 N 588 и от 19.11.2017 N 690, и в частности, на необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство с соответствующим пакетом документов, а также на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807 Центр не является распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии и не уполномочен принимать документы от поставщиков, возвратил Фонду представленные документы.
Указывая на данные обстоятельства, Фонд обратился к Центру с претензией, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства средств субсидии в размере 316 459 руб. 90 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Фонда в полном объеме, признав их законными и обоснованными как по праву, так и по размеру. При этом в резолютивной части решения суд указал, что субсидия в заявленном размере подлежит взысканию за счет средств областного бюджета, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб Фонда и Министерства, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Согласно части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьями 4 и 5 Закона Калининградской области от 11.11.2014 N 358 "О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области" определены полномочия Правительства Калининградской области в сфере социального обслуживания и полномочия уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере социальной защиты населения, которым является Министерство.
В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 N 807 об утверждении Порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, а следовательно, имеет право на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 10 Порядка для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по установленной форме;
- список получателей социальных услуг по установленной форме с приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;
- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.
Из материалов дела видно, что Фонд представил в Центр пакет документов, предусмотренный пунктом 10 Порядка.
Согласно пункту 15 Порядка основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
1) невыполнение поставщиком социальных услуг условий договора с получателями о предоставлении им социальных услуг;
2) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего порядка, и (или) недостоверных сведений;
3) несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям, предусмотренным пунктом 10 Порядка.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в предоставлении субсидии, обусловленные пунктом 15 Порядка, отсутствовали, поскольку все указанные в пункте 10 Порядка документы Фондом представлены.
Доводы Министерства о необходимости применения к обстоятельствам рассматриваемого спора положений Порядка в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 и от 19.11.2017 N 690, то есть в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии, получили надлежащую оценку и правомерно судами отклонены.
Из материалов дела судами установлено, что социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденной Программы от 24.05.2017 и заключенного с получателем услуг договора, то есть в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807.
Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела судами правильно применены положения Порядка в редакции, действовавшей до 03.11.2017.
В связи с существенным изменением Порядка после 03.11.2017 Фонд не имел возможности выполнить его измененные условия по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с Программой и договором от 24.05.2017 N 27 получателю услуг оказаны, что также подтверждается подписанным сторонами договора актом о предоставлении услуг от 23.05.2018.
Согласно заключению Управления по социальным вопросам администрации Гурьевского городского округа Калининградской области (разработчика Программы) о выполнении индивидуальной программы предоставления социальных услуг от 24.05.2017 N 180/04 Программа реализована в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Программы среднедушевой доход получателя Аникина П.С. составляет 0 руб., т.е. содержание Программы фактически не предусматривает частичной оплаты.
Таким образом, получатель социальных услуг относится к той категории граждан, которым социальные услуги в стационарной форме могут предоставляться бесплатно.
Размер подлежащей выплате Фонду субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, в сумме 316 459 руб. 90 коп., ответчиком не оспорен и не опровергнут, контррасчет им не представлен.
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), суды пришли к обоснованному выводу, что взыскиваемая истцом сумма невыплаченной субсидии представляет собой убытки истца (статьи 15, 16, 1069 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16 - 19 Постановления N 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Положения о Министерстве социальной политики Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 13, Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам и денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Кроме того, пунктом 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена именно на Министерство.
Таким образом, Министерство является надлежащим ответчиком по делу.
При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Фонда в полном объеме.
Однако судами не учтено, что взыскание с публично-правового образования компенсации понесенных затрат на выполнение социальных услуг (убытков) на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ не может быть связано с наличием либо отсутствием в казне этого публично-правового образования денежных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг в текущем финансовом году.
В этой связи указание суда первой инстанции в резолютивной части решения на то, что взыскание денежных средств в сумме 316 459 руб. 90 коп. должно производиться в пользу истца за счет средств областного бюджета, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг, является избыточным, порождает правовую неопределенность, а поэтому подлежит исключению из резолютивной части решения.
Поскольку в данном случае судом первой инстанции, допущено неправильное применение норм материального права, и это необоснованно не принято во внимание апелляционным судом, принятые по делу судебные акты на основании части 1 и пункта 1 части 2 статьи 288 АПК РФ подлежат изменению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А21-7396/2019 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области, адрес: 236016, Калининград, Клиническая ул., д. 63, ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007, в пользу Калининградского регионального благотворительного общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово", адрес: 238214, Калининградская обл., Гвардейский р-н, пос. Орехово, ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691, субсидию (компенсацию) на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, в сумме 316 459 руб. 90 коп.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.