18 июня 2020 г. |
Дело N А13-21344/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии прокурора Снигищенко Е.Ф. (служебное удостоверение ТО N 238073) рассмотрев 10.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А13-21344/2019,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Вологодской области (далее - Прокурор) в интересах муниципального образования "Сокольский муниципальный район" в лице администрации Сокольского муниципального района (далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района, адрес: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, Советская ул., д. 73, ОГРН 1023502494333, ИНН 3527009318 (далее - Комитет), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Слатышеву Алексею Александровичу, ОГРНИП 316352500085138 (далее - Предприниматель), о признании недействительным договора от 19.06.2017 N 78 безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена на территории Сокольского муниципального района, и применении последствий недействительности сделки в виде обязания Предпринимателя возвратить Комитету земельный участок с кадастровым номером 35:26:0401010:199 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация, адрес: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, Советская ул., д. 73, ОГРН 1023502494938, ИНН 3527002440.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное толкование судами положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применительно к порядку предоставления участков в безвозмездное пользование, просит отменить решение от 10.12.2019 и постановление от 27.02.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу Прокурор просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприниматель 30.01.2017 обратился в Комитет с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 85 789 кв.м в безвозмездное пользование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
По результатам рассмотрения этого заявления Комитетом принято решение от 28.03.2017 N 89 "Об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка местоположением: Вологодская область, Сокольский район, Пригородный с/с", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 35:26:0000000:126:ЗУ1 общей площадью 85908 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:26:0000000:126, государственная собственность на который не разграничена, и предварительно согласовано предоставление Предпринимателю в безвозмездное пользование участка, подлежащего образованию, при условии перевода земельного участка в категорию "земли сельскохозяйственного назначения". Названным решением Предпринимателю также поручено обеспечение выполнения кадастровых работ по образованию участка.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости участок площадью 85 908 кв.м поставлен на кадастровый учет 25.04.2017 с присвоением кадастрового номера 35:26:0401010:199.
Предприниматель обратился в Комитет с заявлением от 15.05.2017 о переводе земельного участка из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Комитета от 30.05.2017 N 147 земельный участок площадью 85 908 кв.м с кадастровым номером 35:26:0401010:199 переведен из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование.
Предприниматель 08.06.2017 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении названного участка в безвозмездное пользование.
Между Комитетом (ссудодателем) и Предпринимателем (ссудополучателем) заключен договор от 19.06.2017 N 78 безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена на территории Сокольского муниципального района, в соответствии с которым ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование земельный участок площадью 85 908 кв.м с кадастровым номером 35:26:0401010:199 в целях сельскохозяйственного использования для крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договор заключен на срок до 19.06.2023, вступает в силу с даты государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Государственная регистрация договора произведена 11.07.2017.
В пункте 3.1 указано, что договор одновременно является документом о передаче участка ссудополучателю.
Прокурор, ссылаясь на заключение договора безвозмездного пользования с Предпринимателем с нарушением предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядка предоставления находящихся в государственной собственности земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал, что уполномоченный орган в нарушение положений статьи 39.18 ЗК РФ не осуществил официальную публикацию извещения о предоставлении земельного участка в, чем нарушил публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный участок. В связи с этим суд, установив, что при заключении спорного договора безвозмездного пользования земельным участком нарушен порядок, предусмотренный статьями 39.14, 39.18 ЗК РФ, признал указанный договор ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применил последствия его недействительности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Как указано в пункте 75 Постановления N 25, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
В силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 названной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Проанализировав положения приведенных норм, устанавливающих особенности предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов таким лицам под соответствующие цели связана с обязательным опубликованием о предоставлении участка извещения и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о его предоставлении.
Поскольку в рассматриваемом случае уполномоченный орган после поступления заявления Предпринимателя не опубликовал извещение о предоставлении земельного участка и соответственно не учел возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, суды обоснованно признали договор от 19.06.2017 N 78 не соответствующим положениям земельного законодательства.
Ввиду нарушения установленного законом порядка предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для квалификации договора от 19.06.2017 N 78 как ничтожной сделки, применили последствия ее недействительности в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, обязав Предпринимателя возвратить Комитету спорный земельный участок.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А13-21344/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.