18 июня 2020 г. |
Дело N А56-97561/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Кирдеевой Н.А. (доверенность от 18.11.2019 N 05/ЗГДПКВ/594),
рассмотрев 16.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-97561/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847168586, ИНН 7842383780 (далее - Комитет, ответчик), о взыскании 151 364 руб. 77 коп. убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию за период с июля 2015 года по декабрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищества собственников жилья "Тельмана 26" и "Ижора Плюс" (далее - ТСЖ "Тельмана 26", ТСЖ "Ижора Плюс"), Комитет финансов Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение ими норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что основания для выплаты субсидии у Комитета отсутствовали, поскольку представленные Предприятием договоры заключены с лицами, не являющимися исполнителями коммунальных услуг, что в силу Порядка предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 (далее - Порядок N 33), является основанием для отказа в выплате субсидии.
По мнению Комитета, отказ в перечислении субсидии является обоснованным, при этом Предприятие не лишено возможности повторно обратиться в Комитет за выплатой субсидии, предоставив необходимый пакет документов.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Комитетом до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.
Иные участвующие в деле лица в установленном порядке извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием в рассмотрении жалобы.
В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие заключило с ТСЖ "Тельмана 26" и ТСЖ "Ижора Плюс" (потребители) договоры от 26.05.2015 N 14770.048.5, от 15.04.2014 N 80841, от 15.02.2016 N 16036.048.5 (далее - договоры), в соответствии с условиями которых потребители обязались своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс.
Предприятие во исполнение условий договоров в период с июля 2015 года по декабрь 2016 года поставило потребителям тепловую энергию, стоимость которой по разнице в тарифах составляет 151 364 руб. 77 коп.
Предприятие направило в адрес Комитета обращения - претензии о предоставлении субсидии на возмещение разницы в тарифах от 28.03.2018 N 58-03/11104 (по ТСЖ "Тельмана 26") и от 29.03.2018 N 58-03/11156 (по ТСЖ "Ижора Плюс").
Комитет не возместил Предприятию разницу в тарифах между экономически обоснованным тарифом для Предприятия и тарифом для населения, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в размере 151 364 руб. 77 коп.
Суды удовлетворили иск, придя к выводу о правомерности требований Предприятия в связи с подтверждением им размера межтарифной разницы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.12.2014 N 477-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду, теплоноситель, поставляемые Предприятием потребителям Ленинградской области в 2015 году" для потребителей муниципального образования "Тельмановское сельское поселение" Тосненского муниципального района Ленинградской области установлены тарифы для населения при открытой системе теплоснабжения (ГВС) с 01.07.2015 по 31.12.2015: 13,00 руб./куб.м по компоненту на теплоноситель, 1193,02 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.11.2015 N 314-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, теплоноситель, поставляемые государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов" установлены экономически обоснованные тарифы для Предприятия (без НДС) - при открытой системе теплоснабжения с 01.01.2016 по 30.06.2016 на ГВС: 13,00 руб./куб. м по компоненту на теплоноситель, 1193,02 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию; с 01.07.2016 по 31.12.2016 на ГВС: 14,49 руб./куб. м по компоненту на теплоноситель, 1244,38 руб./Гкал по компоненту на тепловую энергию.
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18.12.2015 N 492-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Тосненского муниципального района Ленинградской области в 2016 году", на период с 01.01.2015 по 30.06.2016 установлен льготный тариф для населения 1407,76 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 -1435,92 pуб./Гкал (с НДС).
Разница стоимости тепловой энергии по тарифу для Предприятия и по тарифу для населения компенсируется из бюджета Ленинградской области в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 5 Закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Предоставление субсидий с 08.02.2018 осуществляется в соответствии с Порядком N 33 на основании заключенных ресурсоснабжающими организациями с Комитетом соглашениями о предоставлении субсидий.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Надлежащим ответчиком по требованию Предприятия при рассмотрении настоящего спора является Комитет, на который в соответствии с Порядком N 33 возложены полномочия по выплате субсидий в целях компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, на территории Ленинградской области.
Согласно пункту 1.5 Порядка N 33 размер субсидии определяется как разница между стоимостью предоставленных коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и стоимостью предоставленных населению коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам для населения, установленным Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов.
Предприятие представило в материалы дела расчет задолженности, подписанные ТСЖ "Тельмана 26" и ТСЖ "Ижора Плюс" без разногласий акты сверок объемов тепловой энергии.
Применение Предприятием при расчетах с ТСЖ "Тельмана 26" и с ТСЖ "Ижора Плюс" за потребленный коммунальный ресурс тарифов, установленных для населения, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Доказательств завышения Предприятием объема тепловой энергии, потребленной пользователями в многоквартирных домах ТСЖ "Тельмана 26" и ТСЖ "Ижора Плюс" в спорный период, исходя из которого исчислен размер субсидий, Комитет в материалы дела не представил.
Довод подателя жалобы о том, что Комитет правомерно отказал Предприятию в выплате субсидии в спорной части по причине предоставления Предприятием договоров с лицами, не являющимися исполнителем коммунальных услуг, несостоятелен, поскольку возникновение убытков в результате тарифного регулирования свидетельствует о нарушенном праве Предприятия.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск.
Доводы, изложенные Комитетом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-97561/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.