19 июня 2020 г. |
Дело N А42-10488/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А.,
рассмотрев 15.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А42-10488/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", адрес: 105005, Москва, пер. Посланников, д. 3, стр. 5, эт. 1, оф. 1, ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., дом 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), о взыскании 42 468 987 руб. 08 коп. задолженности по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 25.02.2019 N 51-02-130/П за июль 2019 года, 785 676 руб. 26 коп. неустойки начисленной по состоянию на 12.12.2019, а также неустойки начисленной на сумму задолженности с 13.12.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы при расчете объема оказанных услуг Управлением необоснованно завышены объемы водоснабжения по объектам: г. Гаджиево; по точке учета в/ч 13090, пос. Оленья Губа, ул. Строителей, д. 39; по точке учета казарма N 1 инв. N 67 и "800 СТО инв. N 37" в/г 1 Ура-губа ЗАТО Видяево; в/г N 3 Заозерск.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что в данном случае объем потребленной воды определен Управлением в завышенном размере, поскольку оно необоснованно суммирует объемы воды, поставленной по магистральным трубопроводам диаметром 200, 300, 400 мм, и не применяет формулу для определения узлового расхода для каждого узла кольцевой водопроводной сети. Кроме того, по мнению подателя жалобы, применительно к спорному периоду у него не было обязанности установить приборы учета воды. Податель жалобы настаивает на том, что в рассматриваемом споре Управление обязано было применить метод гарантированного объема подачи воды.
Учреждение также просит применить к размеру неустойки положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Управлением (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) 25.02.2019 заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 51-02-130/П (далее - Контракт), согласно условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а абонент обязательства оплачивать указанные услуги (пункт 1 Контракта).
Управление является единственным поставщиком указанных услуг на объекты Учреждения.
Объектами снабжения коммунальными услугами по контракту являются потребители Министерства обороны Российской Федерации, расположенные в гарнизонах ЗАТО Александровск (г. Полярный, г. Гаджиево, н.п. Оленья Губа), ЗАТО Видяево и ЗАТО Заозерск.
Тарифы, сроки и порядок оплаты услуг согласованы сторонами в разделе 3 Контракта.
В соответствии с пунктом 7 Контракта оплата производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Контракта расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании платежных документов (счет, счет-фактура, акт), выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
По условиям пунктов 16, 17 Контракта для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, которые поименованы в приложении N 4 к Контракту.
Коммерческий учет полученной холодной воды и отведенных сточных вод обеспечивает абонент в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета (пункты 18 - 20 контракта).
В соответствии с пунктом 21 Контракта в случае отсутствия у абонента приборов учета абонент обязан в срок - не более 60-ти суток с момента выхода из строя приборов учета абонента (подтвержденного документально в присутствии представителей обеих сторон по Контракту) установить приборы учета холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Контракта сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод, снимает совместно с представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства показания приборов учета с 23-го по 25-е число расчетного периода, установленного контрактом, либо осуществляет в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее - 25-го числа расчетного месяца (допускается отклонение от указанного в Контракте периода снятия показаний учета с поправкой на выпадающие выходные, праздничные дни).
В пункте 55 Контракта стороны согласовали ответственность Учреждения за просрочку оплаты в виде пеней в соответствии с порядком исчисления, определенным пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оказав в июле 2019 года предусмотренные Контрактом услуги, Управление выставило Учреждению к оплате счет-фактуру от 31.07.2019 N Р0000003045 на сумму 44 031 313 руб. 40 коп., который Учреждением в полном объеме не оплачен.
В указанном платежном документе стоимость услуг определена исходя из тарифов, установленных для Управления Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области.
Объемы коммунальных ресурсов определены Управлением по предоставленным Учреждением сведениям о показаниях установленных приборов учета, за исключением объектов, по которым в соответствии с пунктом 18 Правил организации коммерческого учета воды, сточных воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), стороны согласовали гарантированный объем подачи коммунальных ресурсов (Приложение N 2 к Контракту), а также объектов, где приборы учета неисправны, либо истек срок их поверки. По последним объектам объем коммунальных ресурсов определен Управлением расчетным способом по пункту 16 Правил N 776 по пропускной способности сети.
Управление в адрес Учреждения направило претензию от 12.09.2019 N 3835 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Поскольку предъявленная Управлением претензия оставлена Учреждением без удовлетворения, задолженность по оплате полученных услуг в добровольном порядке в полном объеме не оплачена, Управление, начислило на основании пункта 55 Контракта неустойку и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами N 776, удовлетворили заявленные требования признав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По мнению подателя жалобы, Управление при расчете объема потребления ресурса неправомерно руководствовалось методом пропускной способности водопровода по сечению диаметра трубы, вместо расчета методом гарантированного объема подачи коммунального ресурса.
Спорные правоотношения сторон регулируются Законом N 416-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в указанной сфере, в том числе Правилами N 776 и N 644.
Из положений части 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ и пункта 3 Правил N 776 следует, что коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных названным Законом.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Согласно подпункту "в" пункта 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены.
Суды первой и апелляционной инстанций, установили, что в спорный период на объектах Учреждения были установлены приборы учета, которые являлись неисправными, в связи с чем Управление обоснованно в соответствии с пунктом 16 Правил N 776 определило объем поставленной на указанные объекты холодной воды по методу учета пропускной способности.
Выводы судов Учреждение не опровергло, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки обстоятельств спора.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у Учреждения обязанности по установке (замене, поверке) спорных приборов учета воды отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 47 и 48 Правил N 776 эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией, приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.
В силу пункта 35 Правил N 644 и подпунктов "б", "в", "г" пункта 14 Контракта на Учреждение возложена обязанность по обеспечению сохранности пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности; по обеспечению учета полученной воды и отведенных сточных вод и установке приборов учета.
Пунктом 50 Правил N 776 на лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) возложена обязанность незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).
Таким образом, именно Учреждение (абонент) обязано обеспечивать учет получаемой холодной воды, а также обеспечивать надлежащую эксплуатацию приборов учета.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для определения объема потребления по гарантированному объему, указанному в приложении N 2 к Контракту, не имеется, поскольку само по себе установление в Контракте гарантированного объема потребления не означает, что расчет должен производиться по данному объему.
В силу пункта 18 Правил N 776 применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 названных Правил.
В рассматриваемом случае имеются обстоятельства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 Правил N 776 (неисправность приборов учета, истечение сроков поверки), что исключает применение к отношениям сторон пункта 18 данных Правил N 776.
Указанная в кассационной жалобе формула для определения узлового расхода для каждого узла кольцевой водопроводной сети, не может быть принята во внимание, поскольку ее применение не предусмотрено Правилами N 776, регулирующими спорные правоотношения.
Довод Учреждения о неправильности расчетов Управления ввиду особенностей водоснабжения гарнизонов Гаджиево и Заозерск надлежаще оценен судебными инстанциями и правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.
Как установили суды и не отрицается подателем жалобы, расчет иска произведен Управлением с использованием сведений (в том числе диаметров труб) по результатам совместного обследования спорных сетей сторонами на основании акта от 25.06.2019.
Нарушения прав Учреждения и завышения объемов ресурса Управлением не допущено.
Требование Управления о взыскании неустойки с последующим ее начислением по день фактического исполнения обязательства не противоречит статье 330 ГК РФ и пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суды не усмотрели оснований для снижения размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ. Учреждение не представило доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Неправильного применения судами статьи 333 ГК РФ кассационной инстанцией не установлено.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А42-10488/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.