22 июня 2020 г. |
Дело N А56-93474/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" Гамаенко О.Б. (доверенность от 17.01.2020), от акционерного общества "Газпром теплоэнерго" Скваж Е.В. (доверенность от 10.01.2020),
рассмотрев 01.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром теплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-93474/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал", адрес: 188490, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, Ивангород, Механическая ул., д. 3, лит. А, ОГРН 1084707000069, ИНН 4707026586 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к акционерному обществу "Газпром теплоэнерго", адрес: 119526, Москва, пр. Вернадского, д. 101, корп. 3, ОГРН 1035000920855, ИНН 50030046281 (далее - Общество), о взыскании 6 832 096 руб. 46 коп. задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с декабря 2016 года по март 2018 года, 571 333 руб. 25 коп. неустойки, начисленной с 10.01.2017 по 19.07.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда от 05.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что суды, руководствуясь при рассмотрении настоящего спора решением Совета депутатов муниципального образования "Город Ивангород" от 17.04.2013 N 8 "Об утверждении условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангород в новой редакции" (далее - Решение N 8), не учли, что пункт 5.3 Решения, не соответствует пункту 20 приложения N 1 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 326), что подтверждено решением Ленинградского областного суда от 15.02.2018 по делу N 3а-12/2018, а значит не подлежал применению.
Податель жалобы указывает, что сброс загрязняющих веществ является согласованным. При начислении платы за сброс следует руководствоваться положениями пункта 18.1 приложения N 1 к Постановлению N 326 (аналогичное положение установлено в пункте 5.4 Решения N 8), то есть расчетным способом по каждому загрязняющему веществу, имеющему превышение допустимой концентрации.
Согласно контррасчету Общества, приведенному в кассационной жалобе, размер платы за сброс загрязняющих веществ за спорный период составляет 457 062 руб. 99 коп.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, суды нарушили принцип состязательности сторон, не рассмотрели ходатайство Общества о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не снизили размер взыскиваемой неустойки.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" сведения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании с ними не согласился.
Представитель ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явился, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - ВКХ) и Общество (абонент) заключили договор от 01.09.2014 N 71 (в редакции протокола окончательного урегулирования разногласий от 01.12.2014) (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а абонент - оплачивать принятую холодную воду и услуги по водоотведению в установленные Договором сроки, порядке и размере; соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; соблюдать иные требования нормативно-правовых актов.
Объектом, к которому подается холодная вода и осуществляется отведение сточных вод, по Договору являются: БМК-21 по адресу: 188491, Ленинградская обл., Ивангород, ул. Пасторова; БМК-27, 64 по адресу: 188490, Ленинградская обл., Ивангород, перекресток ул. Комсомола и ул. Наровская.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора абонент обязан оплачивать полученную холодную воду и отведенные сточные воды в течение 10 дней после получения счетов, выставляемых к оплате истцом не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Пунктом 3.5 Договора предусмотрено, что помимо платы за услуги по приему сточных вод, устанавливаемой в соответствии с утвержденными тарифами, взимается дополнительная плата за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций. Размер платы за сброс устанавливается с учетом Решения N 8, а также с учетом постановления правительства Ленинградской области от 31.05.2012 N 189 "О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы населенных пунктов Ленинградской области".
Согласно пункту 9.2 Договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к Договору. В этом приложении стороны согласовали перечень подлежащих отведению в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ и показатель их допустимых концентраций.
В соответствии с пунктом 5.3 Решения N 8 плата за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод, умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Компанией в 2016 - 2017 годах производились отборы проб сточных вод, отводимых Обществом в централизованную систему водоотведения, с составлением соответствующих актов. По результатам произведенных лабораторных исследований в ряде случаев было выявлено, что сточная вода не соответствует требованиям Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации Ивангорода: обнаружено превышение над допустимой концентрацией загрязняющего вещества по следующим показателям: ион аммония (азот аммонийный), нитрит - ион (азот нитритный), фосфат-ион (фосфаты по Р), хлориды, железо общее, медь. Сброс таких веществ в такой концентрации не согласован с Компанией.
На основании указанных результатов Компания, руководствуясь пунктом 5.3 Решения N 8, рассчитала плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с декабря 2016 года по март 2018 года и выставила Обществу счета на сумму 6 832 096 руб. 46 коп. В связи с просрочкой платежей Обществу начислена неустойка за период с 10.01.2017 по 19.07.2018.
В направленных Обществу претензиях от 16.04.2018 N 295, от 20.07.2018 N 580 Компания потребовала уплатить задолженность и неустойку в указанном размере.
Поскольку в добровольном порядке данное требование Общество не удовлетворило, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, так как пришли к выводу, что сброс в канализационные сети сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими допустимые, запрещен и является несогласованным, что напрямую следует из Договора и не зависит от отмены Решения N 8, поскольку сторонами в приложении N 8 Договора оговорены параметры допустимых сбросов и указано, что отведению в централизованную систему водоотведения подлежат сточные воды, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает показателей, приведенных в таблице.
Кроме того, суды руководствовались подпунктом 8 пункта 3.3 типовой формы Допустимого сброса, являющейся приложением к рекомендуемым условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области (приложение N 3 к Постановлению N 326), в котором загрязняющие вещества с превышением установленных допустимым сбросом концентраций отнесены к запрещенным к сбросу.
С учетом приведенных положений судами сделан вывод, что превышение абонентом нормативных показателей по составу сточных вод, определенных в приложении N 8 к Договору, следует классифицировать как запрещенный сброс. При этом как несогласованный, так и запрещенный сброс влекут для абонента одинаковые последствия.
Суды сделали вывод, что плата за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ начислена Компанией на основании действующего Постановления N 326 и принятого в соответствии с ним Решения N 8. При этом Компанией учитывались те нормативы по составу сточных вод, которые согласованы сторонами в приложении N 8 к Договору.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду следующего.
Правоотношения сторон по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416 - ФЗ).
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Частью 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 правительство Ленинградской области Постановлением N 326 утвердило "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Порядок N 326), согласно пункту 4 которого допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ в соответствии с федеральным законодательством.
В пункте 20 Порядка N 326 предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и (или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
В абзаце втором пункта 20 Порядка N 326 предусмотрено, что плата за несогласованный сброс загрязняющих веществ взимается с абонентов по истечении срока, установленного для разработки проектов и утверждения допустимого сброса загрязняющих веществ в установленном порядке. В пределах установленного срока для разработки проектов и утверждения допустимого сброса загрязняющих веществ плата за несогласованный сброс загрязняющих веществ рассчитывается по формулам, приведенным в пункте 18 названного Порядка.
При этом под предельно допустимой концентрацией загрязняющих веществ согласно пункту 2 Порядка N 326 понимается предельная концентрация загрязняющего вещества, установленная в составе условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации.
Допустимый сброс загрязняющих веществ - документ, утверждаемый абоненту организацией ВКХ и устанавливающий перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в пределах установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, и перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в системы коммунальной канализации; залповый сброс - сброс сточных вод с превышением более чем в 20 раз допустимой концентрации загрязняющих веществ по любому виду загрязнений; несогласованный сброс - сброс абонентом загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации, при отсутствии у абонента разработанного и утвержденного в установленном порядке допустимого сброса загрязняющих веществ (пункт 2 Порядка N 326).
При сбросе абонентом в систему коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые (в случае отсутствия у абонента ВУП загрязняющих веществ), плата рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 18.1 Порядка N 326.
При сбросе абонентом в систему коммунальной канализации сточных вод с загрязняющими веществами, для которых не введены нормативы платы (жиры, сульфиды, ХПК и др.), в концентрациях, превышающих установленные нормативы, а также при несоответствии общих свойств принимаемых сточных вод установленным нормативным показателям (pH, t°C, ХПК/БПК, цветность) плата рассчитывается по формуле пункта 18.2 названного Порядка.
Согласно пункту 18.4 Порядка N 326 общий размер платы за превышение допустимой концентрации и(или) временно допустимой концентрации загрязняющих веществ определяется как сумма результатов расчетов по формулам, приведенным в пунктах 18.1 - 18.3, по отдельным загрязнениям.
При этом предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, приведенным в пункте 18 названного Порядка, ограничивается в каждом расчетном периоде десятикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде (пункт 19 Порядка N 326).
Решением N 8 Совета депутатов муниципального образования "Город Ивангород" были установлены нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации Ивангорода (Таблица N 1). Аналогичные нормативы были согласованы сторонами в Договоре.
Компания при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ руководствовалась пунктом 5.3 Решения N 8.
Суды признали данный расчет правильным.
Однако решением Ленинградского областного суда от 15.02.2018 по делу N 3а-12/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N 33-АПГ18-7, по административному иску Общества признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 Решения N 8 в части утверждения пунктов 3.1, 4.2, 4.4, 4.11, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6, таблицы NN 1, 2, 3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в систему хозбытовой канализации города Ивангорода и соответствующие пункты названных Условий.
В решении от 15.02.2018 по делу N 3а-12/2018 судом установлено, что пункты 5.3 и 5.4 Решения N 8 не тождественны пунктам 18.1 и 20 Порядка N 326.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018, и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, положения Решения N 8 в отношении Общества не применимы вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим, поскольку Общество являлось административным истцом по делу N 3а-12/2018.
При этом пунктом 20 Порядка N 326 не предусмотрено взыскание платы за сброс загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ, согласованную сторонами договора водоотведения.
Плата за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением допустимой концентрации и(или) временно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных организацией ВКХ в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и(или) ВУП загрязняющих веществ регулируется пунктом 18 Порядка N 326.
Однако суды применили к спорным правоотношениям пункт 5.3 Решения N 8 и признали тождественными и влекущими одинаковые правовые последствия сброс загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации, согласованные сторонами Договора, и сброс запрещенных загрязняющих веществ, что нельзя признать правильным.
Ссылка судов на подпункт 8 пункта 3.3 типовой формы Допустимого сброса, являющейся приложением к рекомендуемым условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области (приложение N 3 к Постановлению N 326) сделана без учета того, что такой документ как Допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации Ивангорода (пункт 2 Порядка N 326), сторонами не разрабатывался и организацией ВКХ не утверждался.
При этом заключенный сторонами Договор не содержит условия о том, что загрязняющие вещества с превышением нормативов допустимых концентраций, согласованных в Договоре, приравниваются к веществам, запрещенным к сбросу в системы канализации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании обстоятельств дела, что в силу частей 1 и 2 статьи 288 АПК РФ является основанием для их отмены.
Поскольку оценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств дела не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене по вышеуказанным основаниям с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует определить нормы права, подлежащие применению к правоотношениям сторон по каждому виду допущенных Обществом нарушений, проверить представленные сторонами расчеты платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод на предмет соответствия подлежащему применению законодательству, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящей кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-93474/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.