23 июня 2020 г. |
Дело N А21-10924/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 22.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ИМПЕРИУМ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А21-10924/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Калининграднефтестрой", адрес: 236029, Калининград, Тихая ул., д. 1, пом. 17; ОГРН 1093925016481, ИНН 3906208229 (далее - Общество, ООО "УК ИМПЕРИУМ" с 17.12.2019 после переименования), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство, административный орган), от 13.06.2019 N ЖК-2/1481-2/ЖСА/1896-о.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ООО "УК ИМПЕРИУМ" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что порядок определения размера платы с учетом оказания и оплаты дополнительных услуг, предоставляемых непосредственно поставщиками, исходя из фактических затрат утвержден решением собственников на общем собрании с отражением соответствующих условий в договоре управления; выставление платы за содержание контейнерной площадки в период с января по апрель 2019 года произведено в соответствии с действующим законодательством; в действиях Общества отсутствуют нарушения лицензионных требований в части соблюдения порядка начисления платы за техническое обслуживание лифта и содержания контейнерной площадки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество на основании протокола общего собрания собственников помещений от 02.10.2013 N 1 осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) N 173 по улице Каштановая аллея в городе Калининграде.
На основании обращения собственника помещения в указанном МКД, в соответствии с приказом от 22.05.2019 N ЖС2867/пр в период с 23.05.2019 по 13.06.2019 Министерством проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения Обществом лицензионных требований в части порядка начисления размера платы за техническое обслуживание лифта, содержание контейнерной площадки.
По результатам проверки административным органом установлено, что Общество в нарушение условий договора управления, заключенного на основании протокола от 02.10.2013, с января по апрель 2019 года выставило плату за лифт в размере 1,71 руб./кв. м, а также за содержание контейнерной площадки в размере 0,38 руб./кв. м.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.06.2019 N ЖК-1/2867/ЖСА/1896-о.
Министерством Обществу выдано предписание от 13.06.2019 N ЖК-1/2867/ЖСА/1896-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым заявителю предписано в срок до 25.08.2019 произвести перерасчет (снятие) платы за лифт в размере 1,71 руб./кв. м, содержание контейнерной площадки - 0,38 руб./кв. м всем собственникам/нанимателям МКД N 173 по улице Каштановая аллея в городе Калининграде за период с января по апрель 2019 года.
Несогласие с предписанием от 13.06.2019 N ЖК-2/1481-2/ЖСА/1896-о послужило поводом для обращения ООО "УК ИМПЕРИУМ" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал оспариваемое предписание соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку установил нарушение порядка начисления платы за лифт и содержание контейнерной площадки МКД в спорный период.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены, в числе прочего: плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Как установлено частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Как верно указали суды с учетом разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", действующее законодательство не предусматривает возможность управляющей организации в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае суды установили, что в соответствии с требованиями статьи 161 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 02.10.2013, выбран способ управления МКД посредством управляющей организации, утверждены условия договора управления, установлен размер платы за содержание жилья в размере 11,50 руб./кв. м.
Из размещенного на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства договора управления многоквартирным жилым домом от 01.11.2013 N 44 следует, что в приложении N 1 к договору управления указан размер и перечень услуг и работ по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества дома и коммунальных услуг: содержание и ремонт общего имущества - 11,50 руб./кв. м (в который включены уборка лестничных клеток, уборка придомовой территории, услуги по управлению), организация и вывоз мусора, обслуживание систем вентиляции и дымоудаления - по затратам, услуги домофона - 30 руб./месяц.
В перечень услуг и работ, оказываемых Обществом собственникам жилых помещений МКД, входят в том числе: уборка контейнерной площадки (п. 2) и организация обслуживания лифта - обслуживание и эксплуатация лифтов и лифтового хозяйства, мелкий ремонт, освидетельствование (п. 6) (Приложение N 1 к договору управления МКД - т. 1, л.д. 35 оборот).
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Следовательно, включение Обществом в расчет платы за содержание общего имущества МКД дополнительной платы, выделенной отдельной строкой "содержание контейнерной площадки", обоснованно признано Инспекцией незаконным.
Судами также установлено, что согласно выписке из лицевого счета по квартире 21 дома 173 по улице Каштановая аллея за период с января по апрель 2019 года выставлялась плата за содержание жилья в размере 11,50 руб./кв. м, что соответствует решению принятому общим собранием собственников помещений, а также платы за лифт в размере 1,71 руб./кв. м и за содержание контейнерной площадки в размере 0,38 руб./кв. м.
Поскольку собственниками МКД решение об утверждении платы за лифт и платы за содержание контейнерной площадки в указанных размерах не принималось, учитывая, что нормами жилищного законодательства, имеющего приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании жилищных отношений, не предусматривается право управляющих организаций на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договору, заключенному с гражданами-потребителями, суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого Обществом предписания.
Ссылки подателя кассационной жалобы на заключенный им с обществом с ограниченной ответственностью "ВертикальСервисЛифт" договор по техническому обслуживанию лифтового оборудования от 01.08.2011 N 06-2011/ТО-ВСЛ не освобождает его от обязанности вынести на обсуждение общего собрания собственников помещений в МКД вопрос о размере платы за лифт и о необходимости отражения указанной платы в платежных документах отдельной строкой.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А21-10924/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ИМПЕРИУМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.