23 июня 2020 г. |
Дело N А56-116227/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Трудового Красного Знамени Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова Российской академии наук Лобачевской Т.С. (доверенность от 12.07.2019 N 12205-01/24вн),
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Трудового Красного Знамени Института химии силикатов им. И.В.Гребенщикова Российской академии наук на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А56-116227/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Трудового Красного Знамени Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова Российской академии наук, адрес: 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 2, ОГРН 1037800041399, ИНН 7801019101 (далее - Институт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 11.10.2019 N 5017, которым Институт привлечен к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020, оспариваемое постановление ГАТИ изменено, размер административного штрафа уменьшен до 250 000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Институт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Податель жалобы ссылается на малозначительность совершенного правонарушения ввиду отсутствия социальной опасности деяния, а также полагает, что назначенный ему административный штраф не отвечает целям назначения наказания и влечет избыточное ограничение прав Института, несопоставим с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного заявителем правонарушения.
В судебном заседании представитель Института поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, ходатайство об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, специалистами Инспекции 24.09.2019 в результате осмотра, проведенного с осуществлением фотофиксации (повторный осмотр проведен 02.10.2019), выявлены допущенные Институтом нарушения, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию фасадов здания, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 2, лит. А, кадастровый номер 78:06:0222201:1022, а именно неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства (выявлено разрушение окрасочного слоя, нарушение целостности остекления); неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства; неосуществление обязанностей по очистке, промывке фасадов здания от загрязнений, следов смолы, коррозии.
По факту выявленных нарушений должностное лицо Инспекции 02.10.2019 составило в отношении Института протоколы об административных правонарушениях N 94914 и 94915, ответственность за которые предусмотрена соответственно пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Постановлением ГАТИ от 11.10.2019 N 5017 Институт привлечен к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, и ему назначено наказание в виде 500 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с названным постановлением, Институт оспорил его в судебном порядке.
Суды двух инстанций, установив в действиях Института составы вменяемых административных правонарушений, посчитали возможным изменить оспариваемое постановление Инспекции в части размера назначенного заявителю штрафа, снизив его до 250 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Института не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов и размещенных на них элементов благоустройства в Санкт-Петербурге, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
Названные Правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (пункт 1.2 Правил N 961).
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 Правил N 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и названными Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В разделе 8 приложения N 5 к Правилам N 961 установлены мероприятия по содержанию фасадов зданий, сооружений и требования к осуществлению указанных мероприятий.
Мероприятия по содержанию фасадов включают в себя очистку и промывку фасадов не реже одного раза в год; смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства; текущий ремонт фасадов (подпункты 8.4.3 и 8.4.4 пункта 8.4 названного приложения).
Согласно пункту 8.6 приложения N 5 к Правилам N 961 текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого КГА в срок, не превышающий 30 дней после поступления заявления лица, на которого возложены обязанности по содержанию фасадов. Форма колерного бланка утверждается КГА. Предоставление колерного бланка заявителю осуществляется без взимания платы.
Неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70, а неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена названным Кодексом, - пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Установив на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.09.2019 N 99\2019\284337905, что спорное нежилое здание принадлежит Институту на праве оперативного управления, суды обоснованно заключили, что заявитель является лицом, ответственным за содержание фасада данного здания.
Факт нарушения Институтом приведенных выше нормативных положений установлен ГАТИ и подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколами осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 24.09.2019 и 02.10.2019, протоколами об административных правонарушениях от 02.10.2019 N N 94914 и 94915.
Вина заявителя констатирована судами в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Судами установлено, что доказательства невозможности соблюдения Институтом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вывод судов о доказанности в действиях Института составов вменяемых ему административных правонарушений и о правомерности его привлечения к административной ответственности по пунктам 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70 является обоснованным.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Института к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных Институтом правонарушений с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств их совершения, суды не усмотрели оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенных заявителем правонарушений малозначительными.
При этом суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, установил наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 250 000 руб.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 по делу N А56-116227/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Трудового Красного Знамени Института химии силикатов им. И.В.Гребенщикова Российской академии наук - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.