23 июня 2020 г. |
Дело N А56-57346/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Альшанникова Д.О. (доверенность от 31.12.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Базис" Комягиной Г.А. (доверенность от 25.03.2020),
рассмотрев 23.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-57346/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А; ОГРН 1097847301661; ИНН 7840420941; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Базис" (адрес: 196240, г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, лит. Ж, пом. 12, 13 в ч. пом. 2-Н; ОГРН 1187847140854; ИНН 7810730350; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2019 в удовлетворении заявления отказано, алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста от 05.03.2019 N 08-68, возвращена Обществу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2020 решение суда первой инстанции отменено в части возврата Обществу алкогольной продукции; арестованная алкогольная продукция изъята и направлена на уничтожение.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции в части изъятия алкогольной продукции и направления ее на уничтожение отменить. По мнению подателя жалобы, спорная алкогольная продукция подлежит возврату.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представитель Управления просил в ее удовлетворении отказать.
Законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в Управление из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступила информация об отсутствии у производителя пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи ООО "Стандарт Аква" оборудования для производства указанных напитков по месту осуществления его производственной деятельности.
Установив наличие у Общества остатков продукции ООО "Стандарт Аква" (пивных напитков) Управление определением от 01.03.2019 N 08-68 возбудило в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и провело административное расследование.
При осмотре складского помещения Общества по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, лит. Ж, пом. 12, 13, пом. 2-Н Управлением обнаружена алкогольная продукция производства ООО "Стандарт Аква" (пивные напитки фильтрованные пастеризованные с различными вкусовыми добавками), что зафиксировано в протоколе осмотра от 05.03.2019 N 08-68/1.
В ходе осмотра Управление произвело отбор образцов указанной алкогольной продукции, составив акт отбора проб и протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 05.03.2019 N 08-68.
По результатам лабораторных исследований, выполненных Экспертно-аналитическим отделом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (экспертное заключение от 26.04.2019 N 46/2019), установлено несоответствие образцов алкогольной продукции определению "Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)", установленному пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и разделом 3 ГОСТ Р 55292-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия, а также требованиям пунктов 5.1.2 и 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012.
На алкогольную продукцию Общества наложен арест согласно протоколу ареста от 05.03.2019 N 08-68.
По факту оборота алкогольной продукции с нарушением установленных требований Управление составило в отношении Общества протокол от 30.04.2019 N 08-68 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявления и возвратил арестованную алкогольную продукцию.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части возврата Обществу изъятой алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, изъял ее и направил на уничтожение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 9 Закона N 29-ФЗ обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
В пункте 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ установлено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Как предусмотрено пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 55292-2012, пивные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям, с соблюдением требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно пунктам 5.1.2 и 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим показателям напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, а по физико-химическим показателям - требованиям, указанным в таблице 2.
Органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или pH, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования (пункт 5.1.4 ГОСТ Р 55292-2012).
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что спорная алкогольная продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим (вкус и аромат) и физико-химическим (массовая доля двуокиси углерода, пенообразование) показателям.
Апелляционным судом установлено, что в указанной продукции массовая доля двуокиси углерода составляет 0,33%, в то время как согласно ГОСТ Р 55292-2012 она должна составлять не менее 0,40%.
Кроме того, данная продукция не может быть отнесена к категории пивных напитков в силу отсутствия прошедшего процесса брожения, указывающего на качество продукции, и нарушения технологии производства.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (пункт 2).
Как указано в пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, подлежит изъятию независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исходя из того, что обнаруженная у Общества алкогольная продукция не относится к пивным напиткам, не соответствует государственным стандартам и техническим условиям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данная продукция подлежит изъятию и уничтожению, как находящаяся в незаконном обороте.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого судебного акта в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежит отмене.
Обязанность уплаты государственной пошлины по делам о привлечении лиц к административной ответственности Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная Общества при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А56-57346/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемого судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2020, отменить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Базис" (адрес: 196240, г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, д. 6, лит. Ж, пом. 12, 13 в ч. пом. 2-Н; ОГРН 1187847140854; ИНН 7810730350) из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.03.2020 N 23.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.