23 июня 2020 г. |
Дело N А56-104429/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" Литвиненко О.В. (доверенность от 18.12.2019 N 318),
рассмотрев 17.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А56-104429/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Воздушные Ворота Северной Столицы", адрес: 196140, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 41, лит. ЗИ, ОГРН 1067746535944, ИНН 7703590927 (далее - Общество, ООО "ВВСС"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 03.09.2019 по жалобе N Т02-537/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "СибПроектСервис", адрес: 660016, г. Красноярск, ул. Анатолия Гладкова, д. 4, комн. 6, ОГРН 1142468000707, ИНН 2464258490, и ООО "Проектно-Строительная Мастерская", адрес: 196240, Санкт-Петербург, Кубинская ул., д. 75, корп. 2, лит. А, оф. 242, ОГРН 1177847189740, ИНН 7810688973.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВВСС", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, установленный им исчерпывающий перечень требований квалификации участников закупки обоснован необходимостью определить возможность исполнения подрядчиком обязательств по договору, заключаемому в будущем. Как полагает Общество, невключение в документацию о закупке квалифицирующего условия к участнику закупки о предоставлении графика работ, а включение данного требования только в договор порождает возможность несогласованности с самим организатором торгов сроков исполнения обязательств подрядчиком на стадии окончательного заключения договора, что повлечет нарушение прав как самого организатора торгов, так и нарушение прав других участников закупки. Общество обращает внимание, что раздел 3.2 Технического задания не содержал квалификационных требований к персоналу и производственным мощностям, выводы судов об обратном не основаны на материалах дела. ООО "ВВСС" полагает, что обжалуемые судебные акты нарушают принцип правовой определенности в вопросах формирования квалификационных требований к участникам закупки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.07.2019 ООО "ВВСС" (организатор торгов) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" опубликовало извещение N 31908145983 о проведении конкурентных переговоров с определением результатов комиссией на право заключения договора на монтаж дополнительных тепловизоров на периметровом ограждении аэропорта, включая документацию о конкурентных переговорах (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена контракта: 24 000 000 руб. Дата и время окончания подачи заявок: 05.08.2019 в 17 ч 30 мин (МСК). Дата рассмотрения первоначальных заявок: 06.08.2019 в 12 ч 00 мин. Рассмотрение окончательных заявок и подведение итогов конкурентных переговоров: 08.08.2019, в 12 ч 00 мин.
На участие в закупке было подано две заявки: ООО "СибПроектСервис" и ООО "Проектно-Строительная Мастерская".
В соответствии с протоколом заседания комиссии по закупке по рассмотрению окончательных заявок и подведения итогов конкурентных переговоров от 08.08.2019 N 22.10.00.00-22/395.2 заявка ООО "СибПроектСервис" была отклонена в связи с несоответствием претендента квалификационным требованиям, установленным Документацией, а именно: в заявке отсутствовал календарный график производства работ; отсутствовала калькуляция или сметный расчет, обосновывающие стоимость работ.
ООО "СибПроектСервис" обратилось в Управление с жалобой на действия закупочной комиссии организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки от участия в закупке.
Решением УФАС от 03.09.2019 жалоба ООО "СибПроектСервис" признана обоснованной. В действиях закупочной комиссии организатора торгов установлено нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований к участникам закупки по условиям и в порядке, которые не указаны в Документации, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в процедуре закупки заявки ООО "СибПроектСервис" на основании несоответствия участника квалификационным требованиям, установленным Документацией.
Организатору торгов и его закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание от 03.09.2019 об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры закупки, возврата заявок на участие в закупке, внесения изменений в Документацию в части определения квалификационных требований к участникам закупки.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, ООО "ВВСС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, констатировав законность оспариваемых ненормативных правовых актов УФАС.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "ВВСС" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 этого Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 названного Закона.
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки (пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Судами установлены следующие значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства.
В разделе 2 Документации предусмотрены требования к поставщику и перечень документов, представляемых поставщиком для подтверждения соответствия претендента установленным требованиям.
Пунктом 2.6 названного раздела установлены обязательные для представления в составе заявки документы.
Так, согласно подпункту "v" пункта 2.6 раздела 2 Документации участник должен включить в состав заявки документы, позволяющие достоверно установить соответствие поставщика квалификационным требованиям, установленным техническим заданием.
Пунктом 3.2 Технического задания определены квалификационные требования к участникам закупки, установлены требования к персоналу (пункт 3.2.1), требование к производственным мощностям (пункт 3.2.3).
В соответствии с подпунктами "ii" и "iii" пункта 3.2.3 Технического задания наряду с документами, подтверждающими правоспособность юридического лица и полномочия его руководителя, потенциальный подрядчик в составе заявки должен предоставить в том числе календарный график производства работ, а также калькуляцию или сметный расчет, обосновывающие стоимость работ
Согласно подпункту "i" пункта 10.1.13 Положения о закупках заявка подлежит отклонению на основании несоответствия поставщика квалификационным требованиям, установленным Документацией.
Суды отметили, что перечень обязательных для представления в составе заявки документов, определенный в пункте 2.6 раздела 2 Документации, не предусматривает необходимость предоставления в составе заявки календарного графика производства работ, а также калькуляции или сметного расчета, обосновывающих стоимость работ. Такие документы отнесены подпунктом "v" пункта 2.6 раздела 2 Документации к обязательным для представления документам, подтверждающим квалификацию участника в силу подпунктов "ii" и "iii" пункта 3.2.3 Технического задания.
Оценив предъявленные организатором торгов к участникам закупки требования о предоставлении календарного графика производства работ, калькуляции или сметного расчет, обосновывающих стоимость работ, суды обоснованно заключили, что данные требования не отражают квалификацию участников закупки и не определяют возможность исполнения таким участником обязательств по договору в рамках закупки, а, следовательно, требование о представлении таких документов для подтверждения квалификации участника закупки является неправомерным.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно согласились с позицией УФАС о наличии в действиях организатора торгов нарушений пунктов 1 и 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Отклоняя позицию Общества о необходимости организатору торгов до заключения договора определить возможность исполнения подрядчиком обязательств по заключаемому договору, апелляционный суд справедливо отметил, что Документацией установлены как предельные сроки выполнения работ (до 31.10.2019), так и их начальная (максимальная) стоимость, которая должна была уменьшиться в результате конкурентных процедур. Требование о представлении графика работ могло содержаться в самом контракте с установлением сроков предоставления такого графика, но не могло служить основанием для отклонения заявки участника как не подтвердившего тем самым свою квалификацию.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО "ВВСС" требований о признании недействительным оспариваемых решения и предписания УФАС.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судебных инстанций и направлены на иную оценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы (статьи 286, 287 АПК РФ). Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и материалам дела. Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А56-104429/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.