26 июня 2020 г. |
Дело N А21-11459/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 22.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А21-11459/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал", адрес: 238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Лесная ул., д. 13, ОГРН 1083925020024, ИНН 3917501998 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 17.07.2019 N ЖК-2/1753/ЖСА/2688-о.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что расчет платы произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как Министерством не указано, за какой период получен объем коммунального ресурса, не установлено, по какому тарифу производить перерасчет платы. Предприятие также отмечает, что потребитель должен не просто установить приборы учета, но и использовать их для расчета платы. Изменение расчета платы за временное отсутствие потребителя в помещении, оборудованном прибором учета, действующим законодательством не предусмотрено.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством на основании обращения жильца дома N 10 по Артемовской ул. пос. Васильково Гурьевского р-на Калининградской обл. и приказа от 09.07.2019 N ЖК-3798/пр проведена внеплановая документарная проверка правильности расчета и начисления Предприятием платы за холодное водоснабжение (далее - ХВС) и водоотведение по указанному дому.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 17.07.2019 N ЖК-1/3798/ЖСА/2688-о, что между Предприятием, осуществляющим расчет и начисление платы за ХВС, и Гаврилюк Изабеллой Иосифовной, проживающей в жилом доме по вышеуказанному адресу, заключен договор об оказании услуг водоснабжения и водоотведения от 21.10.2014 N 2/4.
Указанное жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ) воды N 357315615, дата ввода после замены в эксплуатацию 04.06.2018, начальные показания "00000".
Согласно пояснениям Предприятия в июле 2018 года абонент передал данные о расходе 0 куб.м, в августе 2018 года - 20 куб.м. В последующем, поскольку абонент не передавал показания прибора учета воды, расчет производился следующим образом:
- сентябрь - ноябрь 2018 года - исходя из среднемесячного объема потребления коммунальной услуги;
- декабрь 2018 года - май 2019 года - по нормативу потребления коммунального ресурса исходя их количества зарегистрированных в жилом помещении граждан (пять человек).
После обследования прибора учета 27.05.2019 и составления акта зафиксированы показания "00163", которые были приняты как начальные для расчета оплаты за коммунальные услуги по прибору учета.
Придя к выводу, что расчет размера платы за коммунальные услуги по ХВС указанного жилого дома за период с сентября 2018 года по май 2019 года должен производиться исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний ИПУ, Министерство выдало 17.07.2019 Предприятию предписание N ЖК-2/1753/ЖСА/2688-о, которым в срок до 30.09.2019 обязало заявителя устранить нарушение пунктов 42 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), путем осуществления по указанному жилому дому перерасчета платы за коммунальную услугу ХВС за период с сентября 2018 года по май 2019 года исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний ИПУ.
Предприятие, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном исправным ИПУ, определяется по показаниям такого прибора учета.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 42 Правил N 354 за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению), размер платы определяется исходя из показаний такого прибора за расчетный период, а при отсутствии прибора учета, а также технической возможности установки такого прибора - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
При этом, как предусмотрено пунктом 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В силу подпункта "а" пункта 82, пункта 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести проверку факта наличия или отсутствия установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и распределителей и снять показания прибора учета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанное жилое помещение оборудовано ИПУ расхода холодной воды, находящимся в исправном состоянии с ненарушенными пломбами. Предприятие, осуществляя начисление платы за ХВС и водоотведение, за спорный период расчет платы произвело не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления и норматива потребления указанных коммунальных услуг.
Установив, что прибор учета исправен, пломбы на нем не повреждены, суды пришли к выводу, что исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу исходя из снятых показаний прибора учета и в том случае, когда потребитель не предъявил своевременно информацию о потребленном объеме ресурса за расчетный период, поскольку обязан оплачивать лишь тот объем ресурса, который фактически потреблен.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о правомерности выданного предписания, его выдаче Министерством в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
Такой подход подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2020 N 307-ЭС20-4932.
Выводы судов соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2020 по делу N А21-11459/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.