26 июня 2020 г. |
Дело N А56-84381/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" Николаенко С.В. (доверенность от 10.03.2020 N 331), от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Дмитриевой Г.С. (доверенность от 30.12.2019 N гжило-02-17331),
рассмотрев 25.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А56-84381/2019,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", адрес: 188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, населенный пункт военный городок Агалатово, д. 161, ОГРН 1134700002007, ИНН 4703471025 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 18.06.2019 N 006_2019-ИА.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020, в удовлетворении заявления Фонду отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не учтено, что в соответствии с утвержденной постановлениями правительства Ленинградской области от 26.12.2013 N 508 и от 11.12.2018 N 475 "О краткосрочном плане реализации в 2017, 2018 и 2019 г. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 г. и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (далее - Региональная программа), срок выполнения работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома установлен до 30.12.2019. Кроме того, Фонд полагает, что оспариваемое предписание не отвечает требованию исполнимости, поскольку Фонд не является производителем работ, а требование осуществить приемку работ и подписать акт приемки фактически является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Фонда.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 31.05.2019 должностным лицом Комитета в июне 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка исполнения Фондом ранее выданного в его адрес предписания от 26.04.2019 N 005_2019-ИА по устранению нарушений, выявленных при проверке исполнения обязанностей регионального оператора, определенных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при выполнении работ по капитальному ремонту крыши и сетей водоотведения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Вокзальная ул., д. 4 (далее - МКД), срок исполнения которого истек 30.05.2019.
В ходе данной проверки должностным лицом Комитета проведен визуальный осмотр МКД и установлено, что ранее выданное предписание от 26.04.2019 N 005_2019-ИА Фондом не исполнено, а именно не завершены в установленные сроки работы по капитальному ремонту крыши и сетей водоотведения в МКД, отсутствует акт приемки выполненных работ.
В связи с этим Комитет выдал Фонду предписание от 18.06.2019 N 006_2019-ИА об устранении выявленных нарушений в срок до 01.08.2019, в соответствии с которым на Фонд возложена обязанность завершить работы по капитальному ремонту крыши и сетей водоотведения МКД силами привлеченных подрядных организаций и осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ с подписанием актов приемки работ (КС-2).
Не согласившись с указанным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и констатировали законность оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Как предусмотрено частью 2 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в частности: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (пункт 4); нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11).
В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Ремонт внутридомовых инженерных систем и кровли в соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте производятся комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 к названным Правилам.
Судами двух инстанций установлено, что МКД включен в Региональную программу, согласно которой работы по ремонту кровли и инженерных систем водоотведения МКД запланированы на период 2017 - 2019 г.г.
В ходе проверки Фонд сообщил Комитету о завершении работ по капитальному ремонту кровли по состоянию на 29.05.2019 и неполном выполнении работы по капитальному ремонту системы водоотведения в связи с непредоставлением доступа в жилые помещения их собственниками.
Между тем должностным лицом Комитета выявлено, что при проведении работ по капитальному ремонту кровли МКД допущены нарушения в виде следов биопоражений на отдельных участках стропильной системы, некачественной завальцовки и герметизации швов на отдельных участках кровли, выявлена необходимость замены двух поперечных балок стропильной системы, и усиления стропильной системы дополнительными вертикальными стойками в двух местах стыковочных узлов.
Помимо этого, также установлено, что работы по капитальному ремонту инженерных систем водоотведения МКД выполнены не в полном объеме, в том числе с отклонением от проектно-сметной документации, выполненной без учета технических особенностей МКД и ранее установленной системы водоотведения. Установлена необходимость внесения изменений в проект и согласования с собственниками помещений.
Исходя из указанных обстоятельств, суды заключили, что Комитет обоснованно выдал Фонду оспариваемое предписание с требованием обеспечить завершение работ по капитальному ремонту инженерных сетей водоотведения и кровли МКД в соответствии с проектно-сметной документацией, поскольку именно Фонд в соответствии с действующим законодательством и договором подряда от 06.07.2018 N 2018-137, заключенным с подрядной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "ТВК-инжиниринг", обязан контролировать и выявлять отступления от проектно-сметной документации на момент производства ремонтных работ, в том числе на этапе их приемки, нести ответственность за качество и своевременность выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
Доказательства, подтверждающие принятие Фондом необходимых мер по контролю за производством ремонтных работ, в том числе по организации доступа в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту инженерных сетей водоотведения, Фондом не представлены.
Довод подателя жалобы о превышении Комитетом полномочий был предметом рассмотрения судами и обоснованно ими отклонен. Суды, руководствуясь Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, Положением о Комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и частью 1 части 1 статьи 20 ЖК РФ, признали, что оспариваемое предписание выдано компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Фонда, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А56-84381/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.