26 июня 2020 г. |
Дело N А05-11177/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 25.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пролетарская" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А05-11177/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пролетарская", адрес: 163013, г. Архангельск, Советская ул., д. 44, оф. 8, ОГРН 1172901007443, ИНН 2901286430 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 60 (далее - Управление), от 19.08.2019 N 28-16/03-19.427/3 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.12.2019 оспариваемое предписание Управления признано недействительным, на Управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 решение суда первой инстанции от 03.12.2019 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 20.02.2020 и оставить в силе решение от 03.12.2019. По мнению подателя жалобы, оспариваемое им предписание является неисполнимым, поскольку для восстановления эксплуатационных характеристик печи в квартире N 3 многоквартирного дома N 146 по ул. Победы в г. Архангельске (далее - МКД) проведение работ по текущему ремонту недостаточно, необходимы работы капитального характера, которые не входят в компетенцию Общества, а также являются нецелесообразными, поскольку МКД признан аварийным и подлежащим сносу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании приказа начальника Управления от 16.08.2019 N 28-16/03-19ю427/1 проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований по управлению МКД в части содержания и ремонта общего имущества собственников помещений.
Согласно результатам проверки, отраженным в акте от 19.08.2019 N 28-16/03-19.427/2, в квартире N 3 МКД печь находится в неисправном состоянии (наблюдается нарушение целостности печи), что свидетельствует о нарушении пункта 16 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пункта 4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Предписанием от 19.08.2019 N 28-16/03-19.427/3 Управление обязало Общество в срок до 19.09.2019 устранить выявленное нарушение и привести печь в квартире N 3 МКД в исправное состояние.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание незаконно, поскольку обязывает управляющую компанию провести капитальные работы в отдельном жилом помещении МКД, признанного аварийным, подлежащим расселению и сносу.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом и отменил принятый судом первой инстанции судебный акт.
Апелляционная инстанция посчитала, что признание МКД аварийным и подлежащим сносу не освобождает Общество от обязанности выполнения работ по содержанию общего имущества МКД в состоянии, обеспечивающим нормальные и безопасные условия проживания граждан.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2.3 статьи 161 названного Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, Общество как управляющая компания несет ответственность за содержание спорного жилого дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в силу которых содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 этих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11).
Согласно пункту 13 Правил N 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся, в частности, управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 16 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах отнесены работы по определению целостности конструкций и проверка работоспособности дымоходов печей, каминов и очагов; по устранению неисправностей печей, каминов и очагов, влекущих к нарушению противопожарных требований и утечке газа, а также обледенение оголовков дымовых труб (дымоходов).
Правила N 170 устанавливают, что организациям по обслуживанию жилищного фонда неисправности в печах следует устранять по мере выявления недостатков (пункт 4.9.1.3); неисправности печей, вызывающие нарушения противопожарных требований, должны быть устранены немедленно, остальные - до начала отопительного сезона (пункт 4.9.1.4).
Как установлено судом апелляционной инстанций, Общество, осуществляя деятельность по управлению указанным многоквартирным домом, не обеспечило исправность печи в квартире N 3 МКД, что угрожает безопасности жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Довод Общества, поддержанный судом первой инстанции о нецелесообразности проведения ремонта печи по причине того, что МКД признан аварийным и подлежащим сносу, обоснованно отклонен апелляционным судом.
Как разъяснено в пункте 3.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Следовательно, сам по себе факт нахождения дома в аварийном состоянии не может служить основанием для освобождения Общества от обязанности по обеспечению жильцов нормативными условиями для проживания.
Также суд апелляционной инстанции справедливо отметил, что отказ проживающей в квартире N 3 МКД Сафиной В.В. от ремонта печи (заявление от 07.11.2019, л.д. 58) не снимает с Общества обязанности по надлежащему содержанию имущества МКД, поскольку в данном случае согласно акту от 22.08.2019 (л.д. 34) печь находится в аварийном состоянии и существует угроза ее обрушения; аварийное состояние печи влечет угрозу жизни и здоровью жильцов МКД, а также их имуществу и не может быть поставлено в зависимость от отказа отдельных жильцов на осуществление ремонта.
Обществом не представлено доказательств того, что указанные в предписании меры нельзя провести в рамках текущего ремонта, к которому в силу пункта 9 приложения N 7 к Правилам N 170 относится устранение неисправностей печей и очагов.
Приняв во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормативным положениям.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А05-11177/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пролетарская" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.