26 июня 2020 г. |
Дело N А56-51826/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Всеволожский Муниципальный район" Ленинградской области - Литовкиной О.А. (доверенность от 26.12.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Нордис" - Толстова А.Н.(доверенность от 02.03.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Всеволожский Муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А56-51826/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нордис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация), оформленного выпиской из протокола заседания земельной комиссии от 17.04.2019 N 29/19, в предоставлении в собственность Общества бесплатно, без проведения торгов, земельного участка по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск на пересечении ул. Евграфова и Октябрьского пр., кадастровый номер 47:07:0000000:90572, и обязании Администрации принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2020, признан незаконным отказ Администрации в предоставлении земельного участка, оформленный выпиской из протокола заседания земельной комиссии от 17.04.2019 N 29/19; на Администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность заявителя бесплатно, без проведения торгов, земельного участка по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск на пересечении ул. Евграфова и Октябрьского проспекта, в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Администрация, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела между Обществом и Администрацией заключен договор о развитии застроенных территорий от 10.03.2015 N 04/01-47 (далее - Договор), в соответствии с условиями которого Общество обязалось выполнить ряд мероприятий по развитию застроенной территории в городе Всеволожске: пр. Октябрьский 192, ориентировочной площадью 10 867 кв. м, территория, ограниченная ул. Сергиевской, пр. Октябрьским, ул. Евграфова, ул. Пожвинской, Октябрьской железной дорогой, ул. Станционной, ул. Парковой, а Администрация обязалась создать необходимые условия для выполнения Обществом своих обязательств.
Согласно разделу 3.1 Договора Общество обязано подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания территории (пункт 3.1.1 Договора); создать, либо приобрести благоустроенные жилые помещения в границах города Всеволожска, а также передать их в муниципальную собственность для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (пункт 3.1.2 Договора); уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации жилые помещения, расположенные на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (пункт 3.1.3 Договора); осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (пункт 3.1.4 Договора); приобрести право на земельные участки, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (пункт 3.1.5 Договора).
В свою очередь Администрация обязана утвердить Проект планировки застроенной территории, включая проект межевания территории; принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений многоквартирных домов, признанных аварийными и (или) подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; после выполнения Обществом условий пунктов 3.1.1 - 3.1.3 Договора, предоставить последнему без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в аренду или в собственность, в целях жилищного строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках исполнения договора Обществом совершены следующие действия: платежными поручениями N 204 от 26.12.2014, N 77 от 26.03.2015 Обществом внесены предусмотренные Договором платежи на общую сумму 1 168 000 руб.; в соответствии с пунктом 3.1.1 Договора Общество подготовило проект планировки застроенной территории, включая проект межевания, и направило его на согласование в уполномоченный орган - Комитет по градостроительству и архитектуре Ленинградской области письмом N 25 от 20.03.2019; во исполнение пунктов 3.1.2 и 3.1.3 Договора Обществом переданы в муниципальную собственность 9 квартир по договорам пожертвования и актам приема-передачи от 26.12.2018, от 16.01.2019; взамен изымаемых жилых помещений передано 5 квартир в собственность граждан по договору мены.
01.04.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:90572 в собственность без проведения торгов, к которому приложило документы, подтверждающие выполнение Обществом требований пунктов 3.1.1 - 3.1.3 Договора (подготовленный проект планировки (включая проект межевания), документы о передаче квартир в муниципальную собственность).
По итогам рассмотрения поданного Обществом заявления, земельной комиссией МО "Всеволожский район" отказано Обществу в предоставлении в собственность указанного земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), что подтверждается выпиской из протокола заседания от 17.04.2019 N 29/19.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, признав отказ Администрации в предоставлении земельного участка незаконным и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, на который имеется ссылка в оспариваемом отказе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Между тем в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор.
Согласно части 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, в силу названных законоположений Общество является лицом, которое вправе приобрести земельный участок без проведения торгов. Следовательно, правовое основание для отказа Обществу в предоставлении земельного участка, указанное Администрацией в оспариваемом решении, не соответствует закону.
Факт выполнения Обществом обязательств, предусмотренных в пунктах 3.1.1 - 3.1.3 Договора, установлен судами и подтверждается материалами дела.
Пунктом п. 3.2.3 Договора установлена обязанность Администрации после выполнения исполнителем пунктов 3.1.1 - 3.1.3 Договора предоставить Обществу земельные участки в аренду или собственность в целях жилищного строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Возражения Администрации относительно требований Общества сводились к тому, что Обществом были нарушены сроки подготовки проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания. Администрация также ссылалась на то, что до настоящего времени в установленном порядке не утверждены разработанные Обществом проекты планировки и межевания территории.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что само по себе нарушение Обществом срока подготовки проектов планировки и межевания территории в соответствии с условиями Договора не освобождает Администрацию от выполнения установленной пунктом 3.2.3 Договора обязанности по предоставлению земельного участка в собственность.
Кроме того суды указали, что действия по соблюдению установленной законодательством процедуры утверждения подготовленных Обществом проектов планировки и межевания территории, в том числе организация общественных слушаний, находятся вне компетенции Общества, следовательно, право заявителя требовать предоставления земельного участка не может быть поставлено в зависимость от последующих действий органов, осуществляющих публичные полномочия.
Кассационная инстанция считает данные выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными. Указанные Администрацией обстоятельства не могли служить основанием для принятия Администрацией решения об отказе Обществу в предоставлении земельного участка, в связи с этим оспариваемое Обществом решение Администрации обоснованно признано незаконным.
В тоже время суд первой инстанции обоснованно отметил, что испрашиваемый земельный участок может быть реально предоставлен Обществу только после утверждения в установленном порядке проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания территории.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А56-51826/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Всеволожский Муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.