30 июня 2020 г. |
Дело N А21-8874/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 29.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А21-8874/2019,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" адрес: 238214, Калининградская область, Гвардейский район, пос. Орехово, дом 4, ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области, адрес: 236016, Калининград, Клиническая улица, дом 63, ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007 (далее - Министерство), о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в сумме 289 459 руб. 90 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр социальной поддержки населения) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин КО).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателю жалобы, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимало решение об отказе Фонду в предоставлении субсидии, а у Центра отсутствовало право принимать решение о предоставлении субсидии. Кроме того, суды обеих инстанций не проверили соблюдение условий предоставления субсидии и достоверность сведений, предоставленных истцом.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.06.2017 Управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике Администрации городского округа "Город Калининград" составлена Индивидуальная программа предоставления социальных услуг N 1997-01/07 для гражданина Митина С.А. (далее - Индивидуальная программа).
На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Митиным С.А. (получатель) был заключен договор N 28 от 21.06.2017 на предоставление социальных услуг по реабилитации ресоциализации лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя (далее - Договор), согласно которому Поставщик обязуется оказать Получателю социальные услуги по социальному обслуживанию в стационарной форме на основании письменного заявления Получателя.
Далее, 20.06.2018 сторонами Договора составлен акт о предоставлении социальных услуг на общую сумму 316 459,90 руб. Факт оказания услуг и их объем сторонами по делу не оспаривается.
Затем, 22.05.2019 Фонд обратился в адрес Центра социальной поддержки населения с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, представил пакет документов для получения субсидии.
Письмом от 24.05.2019 Центр социальной поддержки населения отказал в выплате субсидии и возвратил документы Фонду со ссылкой на нарушение Порядка предоставления субсидии в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 и от 19.11.2017 N 690, в частности, на необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидии путем обращения в Министерство.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций признали заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ), если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 N 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.
Судами обеих инстанций установлено, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции до 03.11.2017) для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра социальной поддержки населения следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по установленной форме;
- список получателей социальных услуг по установленной форме с приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;
- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.
Как следует из материалов дела, все указанные в пункте 10 Порядка документы представлены Фондом в Центр социальной поддержки населения.
Требований об обязательном заключении Соглашения между поставщиком социальных услуг и Министерством, на который ссылается Ответчик, данный порядок не предусматривал.
Доводы Министерства о необходимости в рассматриваемом случае применять положения Порядка в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588, т.е. в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
В рассматриваемом случае социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденной Индивидуальной программы от 14.06.2017 и Договора, заключенного с получателем услуг от 14.06.2017 года, т.е. в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807.
Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.
Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 03.11.2017 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к выводу, что в данном случае подлежат применению положения Порядка в редакции до 03.11.2017 года.
В соответствии с пунктом 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается Поставщику за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство, которое в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Положения о Министерстве социальной политики Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 13 Министерство социальной политики Калининградской области осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
С учетом изложенного суды обеих инстанций правомерно указали, что ответчиком по данному делу выступает Калининградская область в лице распорядителя бюджетных средств - Министерства социальной политики Калининградской области, поскольку обязательство, в защиту которого подано исковое заявление, относится непосредственно на бюджет Калининградской области.
Доводы подателя жалобы относительно размера субсидии и достоверности предоставленных истцом сведений подлежат отклонению с учетом следующего.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг была составлена и утверждена Управлением социальной поддержки населения Комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" Калининградской области, на настоящий момент никем не оспорена.
Социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении услуг от 20.06.2018 на общую сумму 316 459,90 руб.
Согласно пункту 3 Договора Поставщик предоставляет Получателю услуги на условиях частичной оплаты в размере 2 250 руб. в месяц, что составляет 75% от ежемесячного среднедушевого дохода Получателя. В соответствии с пунктом 11 Индивидуальной программы среднедушевой доход на 21.06.2017 г. составил 3 000 руб. в месяц.
Общий размер расходов, понесенных поставщиком при оказании услуг, составил 316 459 руб. 90 коп. При этом, расходы Поставщика были частично оплачены Получателем в размере 27 000 руб.
Таким образом, размер субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, составляет 289 459,90 руб.
Расчет истца соответствует положениям пункта 4 статьи 32 Закона N 442-ФЗ, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 указанного федерального закона.
Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ указанный расчет не оспорил и не представил возражений по расчету взыскиваемой компенсации за оказанные услуги.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу N А21-8874/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной политики Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.