29 июня 2020 г. |
Дело N А66-10388/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 29.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А66-10388/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области, адрес: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 53а, ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199 (далее - УФК), о признании недействительными пунктов 1 и 3 представления от 13.06.2019 N 36-21-09/2151.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Твери, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищного хозяйства, адрес: 115088, Москва, Шарикоподшипниковая ул., д. 5, ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140 (далее - Фонд содействия), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, адрес: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), и Ромодина Валентина Константиновна.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020, заявленные Министерством требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не дана должная оценка доводам, приведенным УФК в отзыве и дополнительном отзыве на заявление Министерства. Как указывает податель жалобы, в акте по результатам проверки, проведенной в Министерстве, сформулировано и в представлении указано на нарушение пункта 5 раздела III региональной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2018 годы (постановление Правительства Тверской области от 25.06.2013 N 272-пп "Об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилого фонда на 2013-2018 годы" (далее - Программа по переселению), а именно нарушение срока реализации Программы по переселению. УФК настаивает на ошибочности применения судами положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ). Податель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что факт неэффективного использования бюджетных средств им доказан, в связи с этим требования, изложенные в пунктах 1 и 3 оспариваемого предписания, являются правомерными.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Министерство просят оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 19.04.2019 N 61 в период с 25.04.2019 по 25.04.2019 УФК была проведена плановая выездная проверка деятельности Министерства по вопросу использования средств Фонда содействия, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" за 2018 год.
По результатам данной проверки УФК был составлен акт от 17.05.2019 с отражением выявленных нарушений и вынесено представление от 13.06.2019 N 36-21-09/215 об устранении в срок до 03.07.2019 причин и условий совершения выявленных нарушений бюджетного законодательства.
Так, в пункте 1 данного представления указано, что Министерством в 2018 году допущено неэффективное использование средств Фонда содействия в сумме 786 510 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилого фонда, выразившееся в недостижении требуемого результата по переселению 1 человека, расселению 52,7 кв. м аварийного жилого фонда и расселению 1 помещения, по причине несоблюдения установленного срока переселения.
Пунктом 3 представления установлено направление в 2018 году в адрес Фонда содействия недостоверной отчетности о выполнении региональных адресных программ из аварийного жилищного фонда в полном объеме при наличии непереселенного 1 человека, не расселенных 52,7 кв. м аварийного жилого фонда.
Не согласившись с правомерностью пунктов 1 и 3 представления УФК от 13.06.2019 N 36-21-09/215, Министерство оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявление Министерства удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ и Правилам осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, УФК наделено правом осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных отношений.
В финансово-бюджетной сфере УФК осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092)
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ и пунктом 10 Правил N 1092, должностные лица УФК, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом под представлением в целях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ), понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Представление обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов, а поэтому может быть оспорено в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Предусмотренный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса установленного статьей 34 БК РФ принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как видно из материалов настоящего дела, УФК настаивает на том, что неэффективное использование Министерством бюджетных средств выразилось в недостижении планируемых Программой по переселению сроков переселения, в частности срока, установленного соглашением об изъятии имущества для муниципальных нужд от 31.08.2017, заключенного муниципальным образованием город Тверь с Ромодиной В.К.
Согласно пункту 38 Программы по переселению эффективность реализации программных мероприятий определяется достижением планируемых показателей выполнения Программы по переселению, приведенных в приложении 5 к настоящей Программе.
Основными показателями эффективности Программы по переселению являются значения планируемых показателей по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, и количеству расселенных помещений в результате выполнения Программы по переселению.
Приложением 5 к Программе по переселению определено, что планируемыми показателями являются: расселенная площадь, количество расселенных помещений, количество переселенных жителей.
УФК считает, что поскольку 12.10.2017 Департаментом на основании заключенного соглашения денежные средства за изымаемое жилое помещение, в том числе средства Фонда содействия в сумме 786 510 руб., выплачены, то Ромодина В.К. была обязана освободить квартиру в шестимесячный срок, то есть до 12.03.2018, однако этого не сделала.
Таким образом, по мнению УФК, поскольку фактического изъятия квартиры, подтвержденного актом приема-передачи квартиры в муниципальную собственность по состоянию на 01.01.2019 не произошло, то планируемые показатели (расселенная площадь, количество расселенных помещений и количество переселенных жителей) Министерством не достигнуты.
УФК обращает внимание на то, что в результате указанных действий Ромодина В.К., использовав денежные средства, полученные за изымаемую квартиру, и зарегистрировав 06.10.2018 право собственности на новую квартиру, приобретенную, в том числе, и на средства Фонда содействия, не исполнила свое обязательство по передаче квартиры в собственность муниципального образования город Тверь, предусмотренное пунктом 5.1.2 соглашения, и передала квартиру лишь 18.04.2019.
В кассационной жалобе, как и ранее при рассмотрении настоящего дела, УФК настаивает на том, что Министерство в нарушение пункта 5 раздела III Программы по переселению бездействовало и не проконтролировало исполнение соглашения, не предпринимало никаких мер по его исполнению сторонами в течение длительного времени.
По мнению подателя жалобы, данные обстоятельства повлекли за собой также нарушение, отраженное в пункте 3 предписания 13.06.2019 N 36-21-09/2151, как представление в Фонд содействия недостоверной отчетности о выполнении Программы по переселению граждан.
УФК считает, что выявленные им нарушения подтверждаются соглашением, передаточным актом от 18.04.2019, карточкой счета 1.206.00.000, а также годовым отчетом о выполнении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за 2018 год.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к следующему.
В силу части 3 статьи 2 Закона N 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно положениям части 6 статьи 16 Закона N 185-ФЗ средства Фонда содействия, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Положениями части 6 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В силу части 8 той же статьи говорится о том, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, суды указали, что если переселение гражданина в соответствии с Программой переселения осуществляется путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение, то завершение мероприятия по переселению данного гражданина в целях Закона N 185-ФЗ определяется моментом полного перечисления муниципальным образованиям суммы возмещения за изымаемое жилое помещение и не зависит от даты фактического освобождения гражданином жилого помещения в признанном аварийным многоквартирном доме и передачи данного помещения в муниципальную собственность.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями учтено, что между Фондом содействия и Тверской областью заключен договор от 07.08.2008 N 54-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - договор), в соответствии с которым на Тверскую область возложена обязанность: обеспечить достижение планируемых показателей выполнения региональной адресной программы субъекта Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 2.3.5.2 договора); осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием средств фонда содействия, средств долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.9 договора); обеспечить достоверность и полноту предоставляемой в Фонд содействия отчетности, установленной Федеральным законом и настоящим договором (пункт 2.3.13 договора).
Пунктом 41 Программы по переселению определено, что Министерство являлось одним из органов, осуществляющих контроль за ее реализацией.
В соответствии с пунктом 43 указанной Программы по переселению Министерство на основании отчетов муниципальных образований Тверской области - участников - по утвержденной правлением Фонда содействия форме составляет отчет о ходе реализации Программы по переселению и выполнении предусмотренных статьей 14 Закона N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия и отчет о расходовании средств Фондом содействия за прошедший отчетный период.
Эффективность реализации программных мероприятий определяется достижением планируемых показателей выполнения Программы по переселению, приведенных в приложении 5 к настоящей Программе по переселению, при этом к основным показателям эффективности являются значения планируемых показателей по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, и количеству расселенных помещений в результате выполнения Программы по переселению (пункт 38 Программы по переселению).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что в соответствии с постановлением Администрации от 31.12.2009 N 3869 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Бориса Полевого, д. 4, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации от 27.02.2014 N 240 предусмотрено изъять для муниципальных нужд, в том числе квартиры N 1, 5, 6, 8 в указанном многоквартирном доме.
Согласно условиям заключенного муниципальным образованием город Тверь в лице Департамента и Ромодиной В.К. соглашения от 31.08.2017, сумма причитающегося возмещения за изымаемое имущество в размере 1 747 800 руб., состоящая из средств Фонда содействия в размере 786 510 руб., средств областного бюджета Тверской области - 873 900 руб., средств муниципального образования - 87 390 руб. по письменному поручению Ромодиной В.К. перечислена ООО "Новый город" в счет исполнения ее обязательств по оплате приобретенной по договору долевого участия новой квартиры, проектной площадью 54 кв. м, жилой площадью 34,5 кв. м, в строящемся доме.
Исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости право собственности Ромодиной В.К. на новую квартиру зарегистрировано 06.10.2018.
Суды указали на то, что учитывая способ реализации программы по переселению в отношении Ромондиной В.К., который определен как выплата выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, программные мероприятия по переселению считаются завершенными с момента исполнения обязательств перед собственником в виде перечисления средств на счет, указанный собственником в соглашении, то есть в данном случае датой выплаты возмещения за принадлежавшее Ромодиной В.К. жилое помещение является 12.10.2017.
С учетом данного обстоятельства, переселение указанного лица и соответственно расселение 52,7 кв. м аварийного жилого фонда, произведено 12.10.2017, то есть в момент перечисления возмещения за изымаемое жилое помещение.
В связи с указанным, суды заключили, что неэффективного исполнения в 2018 году средств Фонда содействия со стороны Министерства, а также предоставление им недостоверной годовой отчетности за 2018 год не усматривается.
Ссылки подателя жалобы относительно вопроса применения к рассматриваемым правоотношениям норм Закона N 185-ФЗ были подробно изучены судами и отклонены, как основанные на неправильном его толковании.
Вопреки доводам кассационной жалобы, неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Доводы кассационной жалобы УФК основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А66-10388/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.