30 июня 2020 г. |
Дело N А56-84495/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "911" Гуревич А.Б. (доверенность от 29.05.2019), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Дудина Н.В. (доверенность от 18.09.2019), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан Мугтасимова Р.Р. (доверенность от 29.06.2020), Шигапова М.Т. (доверенность от 06.12.2019),
рассмотрев 30.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "911" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А56-84495/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "911" (адрес: 610002, г. Киров, ул. Орловская, д. 44а, ком. 8; ОГРН 1124345006609; ИНН 4345325769; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 85; далее - ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу) от 16.05.2019 N 237, а также о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменения в лицензию от 07.12.2012 N 3-А/00025, включив адрес места осуществления деятельности: Республика Татарстан, Альметьевский р-н, с. Русский Акташ.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (адрес: 420088, г. Казань, ул. Академика Губкина, д. 50; ОГРН 1041630231741; ИНН 1660075068; далее - ГУ МЧС России по Республике Татарстан).
Решением суда первой инстанции от 17.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные им требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала, представители ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу и ГУ МЧС России по Республике Татарстан просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.04.2019 Общество обратилось в ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу с заявлением о переоформлении лицензии от 07.12.2012 N З-А/00025 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в связи с изменением места нахождения юридического лица, а также изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В связи с заявлением Обществом места осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу направило поручение в ГУ МЧС России по Республике Татарстан о проведении проверки лицензиата по заявленному месту осуществления деятельности - ГПС "Альметьевск" (адрес: Республика Татарстан, Альметьевский р-н, с. Русский Акташ).
ГУ МЧС России по Республике Татарстан на основании распоряжения от 08.04.2019 N 69 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено и зафиксировано в акте от 30.04.2019, что лицензиат не соответствует лицензионным требованиям.
На основании указанной проверки ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу приказом от 16.05.2019 N 237 отказало Обществу в переоформлении лицензии и внесении в нее изменения путем включения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Татарстан, Альметьевский р-н, с. Русский Акташ.
Общество, не согласившись с приказом ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что при установлении факта нарушения Обществом лицензионных требований оспариваемый приказ является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случаях изменения адреса места нахождения юридического лица, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет заявление о переоформлении лицензии в лицензирующий орган, предоставивший лицензию (часть 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 7 этой статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Как предусмотрено частью 18 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, лицензирующий орган в сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2-4 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 указанного Федерального закона (часть 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 этого Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - Положение), в пункте 3 которого перечислены лицензионные требования при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 9 Положения при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес, а также сведения о реквизитах документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и сооружений, расположенных по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях); сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; сведения, подтверждающие квалификацию работников в области лицензируемого вида деятельности.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным приказом МЧС России от 24.08.2015 N 473 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), предусмотрено, что в случае, если соискатель лицензии заявляет адреса места нахождения организации (включая адреса филиалов, представительств и иных обособленных подразделений), осуществляющей деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, располагающихся в другом субъекте Российской Федерации (на территории специальных подразделений), и требуется проведение выездной проверки, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации готовится поручение о проведении выездной проверки, которое направляется в соответствующее ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации или специальное подразделение, на территории которого находятся филиалы, представительства и иные обособленные подразделения (пункт 3.3.7).
Согласно пункту 3.3.10 Административного регламента по результатам проведения выездной проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований должностным лицом ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, осуществлявшим выездную проверку, составляется акт проверки; руководитель подразделения ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации после оформления акта в течение трех рабочих дней подает рапорт начальнику соответствующего ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии.
В случае, если в процессе проведения выездной проверки будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении соискателем лицензии лицензионных требований, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган, до принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверок нарушений (пункт 3.3.11 Административного регламента).
В силу пункта 3.3.12 Административного регламента решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии на основании поступившего рапорта в течение пяти рабочих дней оформляется приказом начальника ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, который подписывается начальником или лицом, замещающим его в установленном порядке.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ГУ МЧС России по Республике Татарстан в ходе выездной проверки выявлены и отражены в акте проверки от 30.04.2019 обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении Обществом лицензионных требований по заявленному адресу места осуществления деятельности: Республика Татарстан, Альметьевский р-н, с. Русский Акташ.
Как установили суды двух инстанций, в ходе выездной проверки ГУ МЧС России по Республике Татарстан выявлено, что Общество не соответствует лицензионным требованиям, поскольку не соблюден порядок допуска к несению боевого дежурства; в помещениях дежурного караула не размещены утвержденные в установленном порядке табель боевого расчета дежурного караула, расписание занятий, распорядок дня, обязанности лиц внутреннего наряда, условные и графические обозначения техники, правила охраны труда и пожарной безопасности, инструкции; гражданский бокс не укомплектован 100% резервом стеллажей для укладки боевой одежды и снаряжения с учетом усиления службы; личный состав в дежурных караулах не допущен к выполнению обязанностей в качестве подменного диспетчера ПСЧ; не представлены оригиналы документов или заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие образование работников, указанных в заявлении о переоформлении лицензии; не представлены оригиналы документов или заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие наличие у лицензиата огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструментов принадлежащих ему на основании договора о пожарной охране от 28.12.2018 N ТПК-3022/01-10-03/18, заключенного с АО "Транснефть-Прикамье", необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности; не представлены оригиналы документов или заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие применение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия, принадлежащих ему на основании указанного договора о пожарной охране, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Судами также установлено, что оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверки ГУ МЧС России по Республике Татарстан нарушений, Общество в ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу до принятия решения об отказе в предоставлении лицензии не представило.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого приказа упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов Общества нарушенными, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А56-84495/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "911" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.