02 июля 2020 г. |
Дело N А42-4636/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Беломорская фрахтовая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А42-4636/2019,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Беломорская фрахтовая компания", адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Поморская ул., д. 32, эт. 3, ОГРН 1022900530520, ИНН 2901084176 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию Атомного флота, адрес: 183017, Мурманская обл., г. Мурманск, почтовое отделение Мурманск-17, ОГРН 1025100864117, ИНН 5192110268 (далее - Предприятие), о взыскании 1 144 880 руб. 01 коп. убытков, возникших в результате отказа Предприятия от исполнения договора от 18.10.2018 N 213/1893-Д.
Решением от 07.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 07.10.2019 и постановление апелляционного суда от 25.02.2020, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что на планируемом маршруте движения ледокола Предприятия имелся остаточный лед, который не позволял судну истца следовать под проводкой ледокола, является ошибочным и не подтвержден материалами дела. Согласно картам, представленным Обществом, толщина льда не превышала 30 см, что позволяло судну безопасно следовать под проводкой ледокола, однако указанное обстоятельство также не учтено судами первой и апелляционной инстанций. Суды не установили с какими характеристиками во льдах имеет право следовать судно под проводкой ледокола. Вывод судов об опоздании судна "Алдан" к точке формирования ледового каравана, что не позволило принять его к ледокольной проводке, является ошибочным.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 10.10.2018 обратилось к Предприятию с запросом о возможности ледокольной проводки судна "Алдан" по трассе Северного морского пути (далее - СМП) с востока на запад после завершения работ в Беринговом проливе ориентировочно 20.10.2018.
В ответ на запрос Предприятие сообщило о том, что ледокол будет в Восточно-Сибирском море ориентировочно 20-21 октября 2018 года, формируется караван для проводки, в который готовы включить судно "Алдан", с просьбой направления заявки на подписание договора.
Общество (заказчик) и Предприятие (исполнитель) заключили договор от 18.10.2018 N 213/1893-Д (далее - Договор), по которому исполнитель обязался в период с 20.10.2018 по 15.11.2018 оказать услуги по ледокольной проводке судна заказчика в акватории Северного морского пути в соответствии с "Правилами плавания в акватории Северного морского пути" (далее - Правила плавания) и условиями Договора.
В силу пункта 2.1 Договора услуги исполнителя осуществляются через Оперативный отдел флота (Штаб морских операций) в составе Предприятия.
Из пункта 2.6 Договора следует, что исполнитель осуществляет ледокольную проводку судна в акватории СМП после принятия решения Администрацией Северного морского пути о необходимости ледокольной проводки. При этом стороны договорились, что услуги будут осуществляться исключительно после анализа фактического состояния ледовых, навигационных, гидрологических и метеорологических условий по маршруту плавания указанного судна, а также на основе фактического графика работы и места нахождения атомных ледоколов в акватории Северного морского пути.
Согласно пункту 2.8 Договора заказчик обязан осуществлять плавание своих судов, принятых под проводку в акватории СМП, в полном соответствии с Правилами плавания и по маршруту, рекомендованному исполнителем (капитаном ледокола).
Пунктом 2.9 Договора установлено, что заказчик обеспечивает выполнение капитанами судов, следующих в акватории СМП, указаний исполнителя (капитана ледокола), касающихся корректировки маршрута в связи с изменением ледовой обстановки и возникновением каких-либо обстоятельств, могущих сказаться на безопасности мореплавания или создать угрозу экологической обстановке.
В соответствии с пунктом 2.13 Договора исполнитель (капитан ледокола) дает рекомендации капитану судна по координатам с использованием российских морских карт и навигационных пособий. Указания Исполнителя (капитана ледокола) являются обязательными для исполнения капитанами проводимых судов. Вся информация об изменениях навигационной обстановки в акватории СМП, а также об изменениях и дополнениях к Правилам плавания объявляется в ПРИП (прибрежное предупреждение), распространяемых в установленном порядке. Капитаны судов, пренебрегающие информацией, содержащейся в ПРИП, не могут в дальнейшем ссылаться на возникновение непредвиденных ими обстоятельств, затрудняющих плавание в связи с ледовой обстановкой, и всю ответственность за возникшие последствия несет заказчик.
Общество направило Предприятию заявку от 19.10.2019 N 1096 на организацию ледокольной проводки судна "Алдан" по трассе СМП с востока на запад в период октябрь-ноябрь 2018 года, в которой отразило необходимые сведения в отношении указанного судна.
В тот же день заказчик проинформировал исполнителя о завершении работ в Беринговом проливе и планировании начала движения на следующий день на запад, с просьбой дать инструкцию по дальнейшему взаимодействию.
В ответ исполнитель указал на необходимость Общества следовать самостоятельно по чистой воде по рекомендованным путям.
Общество 23.10.2018 9:45 уведомило Предприятие о том, что судно подошло к кромке льда и продолжает движение, однако скорость снизилась до 4 узлов и, по предварительному мнению, собственными силами судно всю перемычку не пройдет.
В тот же день в 11:13 по московскому времени капитан судна "Алдан" сообщил в Штаб морских операций о своих координатах по состоянию на 10:42, а также невозможности дальнейшего самостоятельного движения, о планировании разворота и движении в сторону Певека.
Предприятие 23.10.2018 в 13:16 направило Обществу уведомление, в котором сообщил, что на маршруте плавания судна "Алдан" из-за резкого похолодания началось интенсивное ледообразование, что не дает возможности самостоятельного плавания. Ледокол подойдет для осуществления проводки через 5-6 суток, однако к тому времени ожидается ледообразования вплоть до выхода из пролива Вилькицкого, куда ледоколы при данном ледовом покрове проводку не осуществляют.
В связи с данным обстоятельством, ледовым классом и размерами судна, предложено рассмотреть вариант движения в порт Певек с последующей перезимовкой или уходить на восток из акватории СМП.
В тот же день 13:33 Штаб морских операций сообщил, что через 5-6 часов подойдет ледокол "Таймыр", который выведет судно на восток. Судну Общества рекомендовано, лежать в дрейфе и не тратить топливо.
Заказчик принял решение возвращаться и остаться на зимний отстой в Петропавловске-Камчатском.
Так как судно не могло самостоятельно выйти на чистую воду в Чукотском море, то Общество подало заявку на организацию ледокольной проводки в обратном направлении, осуществление которой было произведено ледоколом "Таймыр".
В обосновании иска Общество сослалось на то, что в связи с отказом Предприятия в принятии судна "Алдан" к ледокольной проводке по Договору на запад и необходимостью возврата указанного судна в обратном направлении в порт Певек с последующей перезимовкой, Общество понесло расходы в общем размере 1 144 880 руб. 01 коп., а именно:
- на оплату ледокольной проводки ледоколом "Таймыр" по трассе СМП в обратном направлении (с запада на восток) на сумму 249 508 руб. 17 коп.;
- на топливо, затраченного на переход от места завершения работ (Берингов пролив) до места получения нотиса об отказе в ледокольной проводке (Восточно- Сибирское море) и обратно, на сумму 555 000 руб.;
- на смену экипажа в связи с зимней стоянкой в Петропавловске-Камчатском (10 из 11 членов экипажа судна проживают в Архангельске) в сумме 280 883 руб. 18 коп.;
- на техническое сопровождение судна в связи с зимней стоянкой в Петропавловске-Камчатском (командировка суперинтенданта в Петропавловск- Камчатский) в размере 59 488 руб. 66 коп.
Общество направило в адрес Предприятия претензию от 19.03.2019 N 1903/ЮО с требованием возместить убытки, возникшие в связи с отказом от исполнения Договора. Претензия оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 статьи 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт и размер причиненных убытков, неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств по договору, причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств и причиненными истцу убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В обоснование иска Общество ссылается на то, что по причине отказа Предприятия от исполнения Договора и осуществления ледокольной проводки в запланированном направлении им понесены убытки в связи с необходимостью оплаты ледокольной проводки другим ледоколом в обратном направлении, а также на оплату топлива, смену экипажа и техническое сопровождения судна.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество не доказало наличие совокупности всех условий, необходимых для взыскания с Предприятия убытков, причиненных неисполнением обязательства по Договору.
При этом суды сделали вывод о том, что истец не доказал наличие противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, в том числе недобросовестность и (или) неразумность приведших к возникновению убытков на стороне Общества, а также наличие причинно-следственной связи между неисполнением ответчиком принятых на себя обязательств и причиненными истцу убытками.
Суды указали на то, что действия Учреждения по отказу в осуществлении ледокольной проводки судна "Алдан" в запланированном по Договору направлении, учитывая его технические характеристики, а также сложившуюся ледовую обстановку, направлены на обеспечение безопасности экипажа и судна в развивающихся ледовых условиях в акватории СМП, в следствии чего, капитану судна были даны рекомендации о возвращении на восток. Действия ответчика полностью соответствуют условиям заключенного Договора (пункт 2.6), а также Правилам плавания в акватории СМП, учитывая фактическую ледовую обстановку, график работы и место нахождения атомных ледоколов в СМП.
Отказывая в иске, суды правомерно указали на следующие обстоятельства.
Разрешение Администрации Северного морского пути от 09.07.2018 N 382/2, выданное Обществу в отношении судна "Алдан" (ледовый класс Ice 2) разрешает плавание судну под проводкой ледокола при легком типе ледовых условий в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском море.
Ледовый класс Ice 2 - это регулярное плавание в мелкобитом разряженном льду неарктических морей толщиной до 0,5 м в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что, начиная с 25.10.2018, в морях акватории СМП началось активное ледообразование молодого льда, в котором судно "Алдан" не смогло самостоятельно следовать, а дрейф Айонского ледяного массива с остаточным льдом, создавал реальную угрозу безопасного ледяного плавания суда даже под проводкой ледокола.
При этом наличие на водной поверхности остаточного льда, перекрывшего рекомендованный маршрут движения по доступным глубинам для атомного ледокола, подтверждено снимками ледовой обстановки за 23.10.2018, полученных с геоинформационного портала компании "SCANEX", картами федерального государственного бюджетного учреждения "Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт" (далее - ФГБУ "ААНИИ") от 07-10.10.2018, диспетчерскими сообщениями от атомного ледокола "Таймыр" от 25.10.2018.
Суды также указали на то, что решение о возможности плавания в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море принимает капитан судна на основе анализа ледовой обстановки и рекомендаций Штаба морских операций. Суда должны тщательно следить за изменениями ледовой обстановки, чтобы не оказаться в недопустимых для плавания судна ледовых условиях.
Суды установили, что ледокольную проводку судна "Алдан" от восточной до западной кромки льдов ответчик планировал осуществить 20-21 октября 2018 года, но подход судна к точке формирования каравана был осуществлен истцом только 23.10.2018, тем самым судно выбилось из графика проводки.
В качестве второго варианта проводки исполнитель рассматривал возможность ледокольной проводки судна "Алдан" от восточной до западной кромки льдов 25-26 октября 2018 года в составе каравана с танкером "Ломоносов Проспект".
Вместе с тем, учитывая, что осуществление самостоятельного плавания в прикромочной зоне молодых льдов (нилас, серый лед толщиной до 10 см) судном "Алдан" в силу технических характеристик не представилось возможным (забиваются кинстоны), ответчик пришел к выводу, что судно не готово совершить проход по СМП в сложившейся ледовой обстановке, учитывая присутствие остаточного льда на планируемом маршруте.
Факт прибытия судна Общества в район формирования ледового каравана ледоколов 23.10.2018 подтверждается письмом истца от 20.11.2018 N 2011/ЮО (т.д. 1, л, 39).
С учетом изложенного, руководствуясь условием пункта 2.6 Договора, суды сделали обоснованный вывод о том, что корректировка маршрута возникла в связи с изменением ледовой обстановки и возникновением обстоятельств, которые могли сказаться на безопасности мореплавания.
Довод ответчика о том, что по состоянию на 20-21 октября 2018 года в районе формирования ледового каравана ледоколов ответчика не было, также подлежит отклонению как необоснованный по следующим основаниям.
Для осуществления проводки судов в акватории СМП в октябре-ноябре 2018 года были задействованы два атомных ледокола "Ямал" и "Таймыр".
Ко второй декаде октября ледовые условия (легкий тип) сохранялись только в Восточно-Сибирском море, с включением остаточных льдов в Айонском ледовом массиве. В остальных морях акватории СМП лед отсутствовал, вдоль прибрежной полосы начиналось новое ледообразование.
Для обеспечения безопасного прохода судов через Айонский ледяной массив в Восточно-Сибирском море использовалась расстановка по одному атомному ледоколу на западной и восточной ледяной кромке льдов.
С учетом изложенного, расстановка атомных ледоколов осуществлялась исходя из ледовой и оперативной обстановки на акватории СМП, и связана не с техническими возможностями ледоколов, а присутствием льда на участках и обеспечением безопасной ледовой проводки судов.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А42-4636/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Беломорская фрахтовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.