02 июля 2020 г. |
Дело N А26-11770/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Боглачевой Е.В.
рассмотрев 02.07.2020 без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мой дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 по делу N А26-11770/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", адрес: 185016, Республика Карелия, г. Петозаводск, бульвар Интернационалистов (р-н Древлянка), д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мой дом", адрес: 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, (р-н Голиковка), д. 21, пом. 301, ОГРН 1141001000755, ИНН 1001279741 (далее - Управляющая компания), о взыскании 61 381 руб. 72 коп. задолженности за электрическую энергию, потребленную в августе 2019 года в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, а также 182 руб. 20 коп судебных издержек в виде понесенных почтовых расходов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2020, иск Общества удовлетворен.
В кассационной жалобе Управляющая компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, представленными в материалы дела документами, которым суды не дали надлежащей правовой оценки, подтверждается, что в спорный период Управляющая компания утратила статус исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, перечисленных в расчете задолженности. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что решениями Государственного комитета Республики Карелия по строительству, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) от 26.06.2019, от 05.03.2019, от 05.07.2019 в реестр лицензий Республики Карелия внесены изменения и спорные многоквартирные дома исключены из перечня домов, находящихся в управлении Управляющей компании, поэтому обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в августе 2019 года, должна быть возложена на вновь избранные управляющие организации - ООО "Лахденпохская управляющая компания" и ООО "Кондопожское ЖКХ".
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Управляющей компании поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (актов опрессовки системы теплоснабжения за июль 2019 года) в подтверждение довода о том, что управление многоквартирными домами, расположенными в г. Лахденпохья, осуществляет вновь избранная управляющая организация - ООО "Лахденпохская управляющая компания.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции отказал в его удовлетворении, поскольку в силу статей 286 и 287 АПК РФ представление на стадии кассационного рассмотрения дела новых доказательств, которые не исследовались и не оценивались судами первой и апелляционной инстанций, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба Управляющей компании рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Общество, наделенное статусом гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Карелия, в августе 2019 года осуществило поставку электроэнергии в многоквартирные дома, которые по сведениям, размещенным в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу: http://dom.gosuslugi.ru, находились в управлении ответчика.
Поскольку Управляющая компания не оплатила выставленный в ее адрес счет-фактуру на сумму 61 381 руб. 72 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, установив, что по состоянию на 27.12.2019 в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу: http://dom.gosuslugi.ru отсутствуют сведения об изменении способа управления спорными домами или о выборе новой управляющей организации в целях управления этими домами, удовлетворили заявленные Обществом требования и взыскали с Управляющей компании задолженность за электроэнергию, поставленную в августе 2019 года на общедомовые нужды.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрению в суд первой инстанции ввиду следующего.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что нормами жилищного законодательства на управляющие организации возложена обязанность по оплате электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества находящихся в ее управлении многоквартирных жилых домов.
Возражая против заявленного иска, Управляющая компания ссылалась на то, что договоры управления спорными многоквартирными домами прекращены в связи с истечением срока их действия и соответствующие изменения внесены в реестр лицензий.
Отклонив возражения ответчика, суды указали, что прекращение Управляющей компанией деятельности по управлению названными домами с даты прекращения сроков действия договоров управления не произошло, поскольку факт управления ответчиком спорными домами подтверждается сведениями, размещенными в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу: http://dom.gosuslugi.ru.
В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, подлежат обязательному размещению в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен содержать раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения, содержащиеся в указанном реестре, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (части 1, 2 и 4 статьи 195 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса (управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом), за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
Из представленных в материалы дела документов (решения Комитета от 05.03.2019 N 222/13-12/РИ/1214 и N 222/13-12/РИ/1215) видно, что на основании части 3 статьи 198 ЖК РФ Комитетом внесены изменения в реестр лицензий Республики Карелия, в соответствии с которыми находившиеся в управлении Управляющей компании жилые дома, расположенные в г. Лахденпохья, исключены с 01.04.2019 из перечня домов, находящихся в управлении Управляющей компании, и с этой же даты включены в перечень многоквартирных домов, переданных в управление ООО "Лахденпохская управляющая компания".
Следовательно, в силу части 7 статьи 162 ЖК РФ ООО "Лахденпохская управляющая компания" обязана приступить к исполнению договора управления данными многоквартирными домами с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в материалы дела ответчиком было представлено решение Комитета от 26.06.2019 N 165/13-12/РИ/1623, согласно которому с 01.07.2019 внесены изменения в реестр лицензий Республики Карелия, в соответствии с которыми ряд расположенных в г. Кондопога и п. Березовка Кондопожского района многоквартирных домов исключены из перечня домов, находящихся в управлении Управляющей компании. Согласно представленной в материалы дела информации Администрации Кондопожского муниципального района собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Кондопога, ул. Заводская, д. 20; ул. М.Горького, д. 28; ул. Новокирпичная, д. 8 выбран непосредственный способ управления (протоколы общих собраний от 13.06.2019, от 18.06.2019 и от 24.06.2019).
Учитывая изложенное, вывод судов о наличии у Управляющей компании в августе 2019 года статуса управляющей организации в отношении спорных домов нельзя признать обоснованным, поскольку этот вывод опровергается перечисленными документами, которые не были исследованы и оценены судами при рассмотрении спора по существу. Отсутствие в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства актуальных сведений о внесенных Комитетом изменениях в реестр лицензий Республики Карелия с учетом представленных в материалы дела документов в силу статьи 162 ЖК РФ не может служить основанием для возложения на Управляющую компанию обязанности по управлению многоквартирными домами, в отношении которых выбран иной способ управления или иная управляющая организация. Соответственно, при доказанности ответчиком факта утраты Управляющей компанией статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении спорных домов на нее не может быть возложена и обязанность по оплате коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды.
Поскольку при рассмотрении далее суды неполно исследовали доказательства, допустив существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход дела, а установление фактических обстоятельств и оценка имеющихся в деле доказательств не входят в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты на основании части 3 статьи 288.2 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств, доводов и возражении сторон и с соблюдением норм материального и процессуального права, в том числе требовании
статьи 71 АПК РФ, установить наличие или отсутствие у Управляющей компании статуса управляющей организации в отношении каждого из многоквартирных домов, включенных в расчет задолженности за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в августе 2019 года, после чего принять законное и обоснованное решение, а также разрешить вопрос о распределении между сторонами судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 по делу N А26-11770/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.