02 июля 2020 г. |
Дело N А56-106773/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Воробьева Д.В. (доверенность от 28.12.2019), от закрытого акционерного общества "Фиро-О" Стогний Е.С. (доверенность от 01.08.2019),
рассмотрев 29.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фиро-О" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А56-106773/2019,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, ОГРН 1084703000656, ИНН 4703102356 (далее - ЛОГКУ "Ленобллес", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Фиро-О", адрес: 188901, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Песчаный проезд (Гавриловская тер.), д. 7, пом. 1, ОГРН 1034700875494, ИНН 4704020628 (далее - Общество), об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ответчика в аренде, от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 43 выделе 3 Ленинского участкового лесничества (географические координаты N 60 18'52,6"СШ; 29°49'55,4"ВД; далее - участок), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2020, требования Учреждения удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств причинения Обществом вреда рассматриваемому земельному участку, отмечает, что договором аренды лесного участка не предусмотрена обязанность Общества по принятию мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами арендованных участков, установлены только санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, в котором отсутствует вменяемая обязанность. Общество указывает, что решение суда не содержит мотивы отклонения доводов об обращении Учреждения в суд с иском в отсутствие соответствующих полномочий. Также отмечает, что Учреждением не предприняты исчерпывающие меры реагирования, направленные на выявление лиц, совершивших лесонарушение, и понуждение последних к устранению его последствий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования кассационной жалобы. Представитель Учреждения возразил против доводов кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с пунктом 2.3.14 устава ЛОГКУ "Ленобллес", утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) от 27.05.2016 N 443, Учреждение осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Лесничим Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в ходе патрулирования подведомственной территории выявлен факт лесонарушения - захламление лесов. Согласно акту о лесонарушении от 19.06.2019 N 37 (со схемой участка лесонарушения и фототаблицей) в Ленинском участковом лесничестве на рассматриваемом участке обнаружена несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов, выявлено загрязнение лесов строительными отходами и ТБО объемом 15 куб. метров.
Судами установлено и не оспаривается ответчиком, что рассматриваемый земельный участок передан Комитетом (арендодатель) в аренду Обществу (арендатору) по договору от 15.12.2008 N 2-2008-12-111-З.
Лесничим в адрес Общества направлено требование от 19.06.2019 N 1749 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства - уборке несанкционированной свалки ТБО в течение месяца с момента получения требования.
Актом осмотра территории от 07.08.2019 (с фототаблицей) установлено, что захламление не ликвидировано, что послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что в обязанности Общества, как арендатора рассматриваемого участка, входит поддержание его в состоянии, переданном арендодателем, а также осуществление мер санитарной безопасности, установили ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору, в связи с чем удовлетворили иск.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Установленный положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. ТБО следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно положениям статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.
Пунктом 5 Правил установлено, что проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним.
Согласно условиям договора аренды лесного участка арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, а также выполнять для этих целей другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 18 договора).
Доказательств того, что арендуемое имущество было передано Обществу в указанном состоянии (отходы находились на территории лесного участка еще на момент его передачи в аренду Обществу), в материалы дела не представлено.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 указанной статьи) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Такой подход подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2020 N 307-ЭС20-8509.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что договором аренды установлены только санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, следует указать, что отсутствие прямого указания в проекте освоения лесов не освобождает Общество от обязанности очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на почву в силу императивного характера вышеперечисленных норм.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами и нормами законодательства выводы судов об обязанности Общества по поддержанию надлежащего состояния переданного в аренду земельного участка и ликвидации обнаруженной на нем несанкционированной свалки следует признать соответствующими материалам дела.
Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по устранению несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, судом округа отклоняется, поскольку спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в исправном состоянии и осуществлению мер санитарной безопасности.
Довод ответчика об обращении Учреждения в суд с иском в отсутствие соответствующих полномочий получил надлежащую оценку судов и правомерно ими отклонен.
Согласно части 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами законодательно установленных требований в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Указанная обязанность, как указывалось выше, согласуется с пунктом 2.3.14 устава ЛОГКУ "Ленобллес". Кроме того, судами со ссылкой на пункт 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ отмечено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 названной статьи, имеют право предъявлять иски в том числе в арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А56-106773/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фиро-О" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.