03 июля 2020 г. |
Дело N А66-12402/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 02.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А66-12402/2019,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино", адрес: 171261, Тверская обл., Конаковский р-н, п.г.т. Редкино, Парковая ул., д. 43, ОГРН 1056910001785, ИНН 6911022708 (далее - ООО "ЖКХ Редкино", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г.Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 14.05.2019 N 2506/ОГ-19.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство"; адрес: 170041, г. Тверь, Волынская ул., д. 65, ОГРН 1186952016822, ИНН 695231588 (далее - ООО "Тверьспецавтохозяйство").
Решением суда от 30.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Податель жалобы настаивает на незаконности требований оспариваемого предписания о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), поскольку как оператор по обращению с ТКО в рамках договора управления многоквартирными домами (МКД) и при наличии в пользовании объекта размещения отходов, включенного в Государственные реестр объектов размещения отходов (реестровый номер 69-00012-3-00136-2501418) фактически оказывал спорные услуги в период с 01.01.2019 по 30.04.2019. В обоснование своей правовой позиции ссылается на положения пункта 6 статьи 24.7 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), пункты 8, 9 17, 32, 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Представители Общества, ГЖИ и ООО "Тверьспецавтохозяйство", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 04.04.2019 N 2506/ОГ-19 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ЖКХ Редкино" лицензионных требований при осуществлении управления МКД, расположенными по адресам: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Редкино, ул. Гагарина (д. 4 и 7) и Академическая ул. (д. 4).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество в период с января по март 2019 года осуществляло начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО жильцам вышеуказанных МКД при отсутствии заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Результаты проверки отражены в акте от 14.05.2019 N 2506/ОГ-19 и свидетельствуют о нарушении Обществом требований пунктов 4.1.1, 4.1.13, 5.4 договора управления МКД, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее- Правила N 416) и пункта 32 Правила N 354.
В целях устранения выявленных нарушений ГЖИ выдала предписание от 14.05.2019 N 2506/ОГ-19, согласно которому Общество должно в срок до 12.11.2019 сделать перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям, проживающим в названных МКД, за период с января по март 2019 года.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у контролирующего органа правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания ГЖИ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Обязанность управляющей организации (как стороны по договору управления многоквартирным домом), в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а равно предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, установлена в части 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Судами установлено и подтверждается Обществом, что в соответствии с лицензией от 19.05.2015 N 000143 и на основании договоров от 01.12.2011, 21.12.2011 и 30.12.2015 ООО "ЖКХ Редкино" осуществляет управление МКД, расположенными по адресам: Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Редкино, ул. Гагарина (д. 4 и 7), Академическая ул. (д. 4). В рамках означенных договоров управления Общество в спорный период оказывало собственникам названых МКД услуги по обращению с ТКО с взиманием платы 70,41 руб. в месяц с человека (письмо Общества от 18.04.2019 N 540).
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
При этом частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ регламентировано, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
Суды удостоверились в следующем:
- на территории Тверской области региональным оператором является ООО "Тверьспецавтохозяйство" (ранее до преобразования - МУП "Тверьспецавтохозяйство");
- регулирующим органом - Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области приказом от 19.12.2018 N 287-нп "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области на 2019 год", установлены и введены в действие единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "Тверьспецавтохозяйство" на территории Тверской области, в том числе, для потребителей "население" в размере 641,52 руб./куб. м.
При изложенных обстоятельствах, с 01.01.2019 услуги по обращению с ТКО на территории Тверской области имеет право оказывать только региональный оператор - ООО "Тверьспецавтохозяйство".
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Следовательно, начиная с 01.01.2019, из состава платы за содержание жилого помещения подлежит исключению плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Суды с учетом требований части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 148.7 и 148.8 Правил N 354, обосновано сочли, что Общество как управляющая компания обеспечивает оказание услуги по вывозу ТБО только путем заключения договора с региональным оператором, до даты заключения такого договора управляющая компания не может приступить к предоставлению названной коммунальной услуги.
Факт заключения управляющей организацией договора на обращение с ТБО с региональным оператором Общество не подтвердило. Ссылку на пункты 8.15, 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (как на подтверждение факта заключения договора на типовых условиях), суды обоснованно отклонили, поскольку какие-либо доказательства наличия указанного договора, его исполнения, перечисления региональному оператору денежных средств в счет исполнения услуги по вывозу ТБО обществом в материалы дела не представлены. Как не представлены доказательства того, что с 01.01.2019 (ввиду отсутствия возможности вывоза ТКО), каким-либо образом региональный оператор делегировал свои полномочия управляющей компании.
Таким образом, несмотря на отсутствие права на вывоз ТБО, Общество с января 2019 года продолжало выставлять потребителям счета за вывоз ТБО. При этом, как указано выше, в обоснование выставления платы за вывоз ТБО Общество ссылалось только на то, что оно само производит вывоз ТБО.
При констатации отсутствия права Общества на взимание с 01.01.2019 платы за услуги по обращению с ТКО с потребителей вышеуказанных МКД, Инспекция правомерно возложила на управляющую компанию обязанность осуществить перерасчет коммунальной платы за период с января по март 2019 года.
Утверждение Обществ о том, что в соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, оно праве отказаться от заключения договора с региональным оператором, не корреспондирует с поименованным в нем субъектом - юридическим лицом, в результате деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы в границах земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов (в рассматриваемом случае ТКО образуются в результате жизнедеятельности собственников многоквартирных домов вне полигона).
Следовательно, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству является правильным; предписание является законным и исполнимым (содержит указания на нарушение Обществом требований действующего жилищного законодательства, а также четкую формулировку действий необходимых совершить для прекращения и устранения выявленных нарушений); предписание не нарушает права и законные интересы заявителя.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 26.03.2020 N 378).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А66-12402/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Жилищно-коммунальное хозяйство Редкино" (адрес: 171261, Тверская обл., Конаковский р-н, поселок городского типа Редкино, улица Парковая, дом 43, ОГРН 1056910001785, ИНН 6911022708) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.03.2020 N 378 за рассмотрение кассационной жалобы по делу N А66-12402/2019.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.