14 июля 2020 г. |
Дело N А05-15332/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 14.07.2020 кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 по делу N А05-15332/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное), адрес: 164522, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 105, ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Финансгруп", адрес: 164514, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 62, пом. 4-Н, ОГРН 1032901000637, ИНН 2902044955 (далее - Общество, ООО "Финансгруп"), финансовых санкций в размере 3 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с выводами судов, обратилось с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Управление ссылается на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит отменить решение от 25.02.2020 и постановление от 30.04.2020, вынести новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, страхователь не уточнял и не дополнял отчетность, а впервые представил сведения об отсутствующих в исходных формах застрахованных лицах, что не является исправлением ошибок в ранее представленных сведениях.
Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года 14.12.2018, за декабрь 2018 года - 14.01.2019, за январь 2019 года - 13.02.2019, за февраль 2019 - 12.03.2019, за март 2019 года - 09.04.2019, а также по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год 25.02.2019.
В дальнейшем Общество 18.04.2019 представило дополняющие формы СЗВ-М за ноябрь и декабрь 2018 года, март 2019 года, 09.04.2019 - за январь и февраль 2019 года в отношении одного застрахованного лица, на которого отчетность ранее не представлялась. Также Обществом 29.04.2019 представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на двух застрахованных лиц, в отношении которых отчетность ранее не представлялась.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за названные периоды Управлением составлены акты от 23.04.2019 N 039S18190002868, 039S18190002869, 039S18190002870, 039S18190002871, 039S18190002875 и от 06.05.2019 N 039S18190003171, в которых зафиксировано нарушение Обществом срока представления соответствующих сведений.
Решениями Управления от 05.06.2019 N 039S19190002993, 039S19190002994, 039S19190002995, 039S19190002996, 039S19190002997, от 14.06.2019 N 039S19190003486 Общество привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в общей сумме 3 500 руб.
На основании данных решений Управление направило Обществу требования от 27.06.2019 N 039S01190004993, 039S01190004994, 039S01190004995, 039S01190004996, 039S01190004998, от 05.07.2019 N 039S01190005445 об уплате финансовых санкций в сроки до 16.07.2019 и 30.07.2019 соответственно.
Поскольку ООО "Финансгруп" в добровольном порядке финансовые санкции не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, установив, что Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) сведений индивидуального персонифицированного учета, что исключает применение к нему финансовых санкций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ установлено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены этим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; дата приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дата заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дата увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дата прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год (исходные) и по форме СЗВ-М за ноябрь-декабрь 2018 года и январь март 2019 года представлены Обществом в отношении застрахованных лиц в установленный законом срок. Вместе с тем в представленных формах отчетности СЗВ-М отсутствовали сведения в отношении одного застрахованного лица, а в форме СЗВ-СТАЖ сведения в отношении двух застрахованных лиц.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, а также статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, и представить в соответствующий орган достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суды установили, что в данном случае Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, реализовало свое право на уточнение представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в апреле 2019 года дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц за эти периоды, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Обществом не допущено.
Только после получения от Общества дополнительно представленных сведений Управление провело проверки, по результатам которых пришло к выводу о нарушении страхователем требований Закона N 27-ФЗ и приняло решения о привлечении ООО "Финансгруп" к ответственности.
При этом суды правомерно исходили из того, что направление Обществом в территориальный орган Пенсионного фонда дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, свидетельствует о представлении страхователем уточненных (исправленных) сведений за отчетный период в порядке, установленном пунктом 39 Инструкции.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 по делу N А05-15332/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.