16 июля 2020 г. |
Дело N А56-103347/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Юхно Е.В. (доверенность от 09.01.2020), от акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Березовского С.М. (доверенность от 01.11.2019), от Министерства обороны Российской Федерации Юхно Е.В. (доверенность от 06.12.2018),
рассмотрев 16.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А56-103347/2018,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", адрес: 105005, Москва, пер. Посланников, д. 3, стр. 5, эт. 1, оф.1, ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922 (далее - Общество), об обязании провести ремонтные работы по восстановлению технического состояния котельного агрегата N 3 марки ДКВР 10/13 (зав. N 61427) котельной инв. N 6/3; котельного агрегата N 4 марки ДКВР 10/13 (зав. N 11121) котельной инв. N 6/3; котельного агрегата N 2 марки Е 1,0/0,9-2 МЗК 7 (зав. N 2830) котельной инв. N 9/5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 77510", Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны).
Протокольным определением от 23.08.2019 удовлетворено ходатайство ФГБУ "ЦЖКУ" о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением суда первой инстанции от 02.09.2019 требование Учреждения к Обществу об обязании провести ремонтные работы по восстановлению технического состояния котельного агрегата N 2 марки Е 1,0/0,9-2 МЗК 7 (зав. N 2830) котельной инв. N 9/5 выделено в отдельное производство.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2019 в удовлетворении требований Учреждения отказано, требование ФГБУ "ЦЖКУ" удовлетворено частично, суд обязал Общество провести ремонтные работы по восстановлению технического состояния котельного агрегата N 4 марки ДКВР 10/13 (зав. N 11121) котельной инв. N 6/3, в остальной части в удовлетворении иска отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2020, решение суда от 12.11.2019 в части удовлетворения иска отменено и в иске в этой части отказано; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны, указывая на несоответствие вывода суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение им норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства обороны и Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством обороны (государственным заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключены государственные контракты от 21.09.2015 N 5-ТХ, от 28.10.2016 N 6-ТХ, от 30.12.2016 N 7-ТХ (далее - Контракты) на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны и подведомственных ему организаций.
Условиями Контрактов закреплена обязанность Общества обеспечивать надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования, а также ежегодно проверять техническое состояние и готовность теплопотребляющих установок государственного заказчика к работе в отопительный сезон.
В целях исполнения обязательств по Контрактам между Учреждением (ссудодателем) и Обществом (ссудополучателем) 09.10.2018 заключен договор N 248 о передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование (далее - Договор), по условиям которого ссудодатель обязался передать по акту приема-передачи, составленному по форме, ссудополучателю имущество в течение 15 рабочих дней со дня подписания Договора с составлением акта осмотра технического состояния имущества.
Согласно пунктам 2.2.4 - 2.2.6 Договора ссудополучатель обязался бережно относиться к имуществу, поддерживать его в исправном состоянии, нести все расходы по содержанию имущества и использованию его в соответствии с условиями Договора и назначением имущества. В течение пяти дней с даты прекращения отношений ссудополучатель обязался вернуть ссудодателю имущество, переданное в безвозмездное пользование, по акту приемки-передачи в состоянии не хуже, чем в котором его получил, с учетом нормального износа.
Как указало Учреждение в иске, Общество не производило техническое освидетельствование оборудования в ходе его эксплуатации, надлежащим образом не осуществляло его обслуживание, что привело к тому, что оборудование стало находится в ненадлежащем техническом состоянии.
В связи с ненадлежащим исполнением ссудополучателем обязанности по содержанию имущества Учреждением в адрес Общества направлена претензия, содержащая требование произвести ремонт котельных агрегатов N 3, 4.
В ответе на претензию Общество указало, что проведение работ по капитальному ремонту осуществляется собственником имущества в рамках программ модернизации, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов Министерства обороны.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанций в удовлетворении требований Учреждения отказал, требование ФГБУ "ЦЖКУ" удовлетворил частично, обязав Общество провести ремонтные работы по восстановлению технического состояния котельного агрегата N 4 марки ДКВР 10/13 (зав. N 11121) котельной инв. N 6/3, в остальной части в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Статьей 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, в том числе: паспорт котельного агрегата N 3, в котором имеется отметка, что по состоянию на 01.11.2015 эксплуатация запрещена вплоть до 30.08.2016; паспорт котельного агрегата N 4, в котором имеется отметка, что по состоянию на 08.08.2016 эксплуатация запрещена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих, что вышеуказанное имущество было передано Обществу в удовлетворительном состоянии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент передачи Обществу котельного агрегата N 3 он был не исправен. Обществом в процессе эксплуатации котельного агрегата N 4 принимались меры по включению указанного котельного агрегата в перечень имущества подлежащим капитальному ремонту.
Следовательно, требование о проведении ремонтных работ в отношении спорного имущества правомерно отклонено апелляционным судом.
Постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным, и правовые основания для его отмены отсутствуют.
Апелляционный суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, его выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу N А56-103347/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.