20 июля 2020 г. |
Дело N А56-79674/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Тепловые сети" Ланцовой Н.А. (доверенность от 03.12.2019), от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Дмитриевой Г.С. (доверенность от 30.12.2019), от Администрации муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области Рооз О.А. (доверенность от 28.01.2020 N 6-АД),
рассмотрев 13.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного и жилищного надзора и контроля Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А56-79674/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тепловые сети", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Боярова, д. 1, ОГРН 1054700602990, ИНН 4716024190 (далее - ОАО "Тепловые сети", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 26.06.2019 N 884.
Определением суда от 07.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) и некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 04.03.2020 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции по настоящему делу и признал недействительным предписание от 26.06.2019 N 884.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции по настоящему делу. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является правомерным, поскольку выявленные нарушения обусловлены ненадлежащим исполнением ОАО "Тепловые сети" возложенных на него обязанностей по содержанию многоквартирного дома (далее - МКД). Комитет полагает, что необходимость капитального ремонта дома не свидетельствует о невозможности соблюдения Обществом установленных требований по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.
В судебном заседании представители Комитета поддержали свою позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представители ОАО "Тепловые сети" и Администрации просили оставить жалобу без удовлетворения, считая законным и обоснованным обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции.
Фонд, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения от 17.06.2019 N 884 Комитет провел внеплановую выездную проверку в отношении ОАО "Тепловые сети", осуществляющего деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, п. Ушаки, д. 5.
Актом проверки от 26.06.2019 N 884 инспектор зафиксировал имеющиеся повреждения балконных плит указанного МКД, что является нарушением пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Предписанием от 26.06.2019 N 884 Комитет обязал Общество провести мероприятия по ремонту балконных плит МКД в соответствии с Правилами N 170 в срок до 28.10.2019.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Тепловые сети" оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ненормативного акта, указав на обязанности Общества и наличие у него возможности для соблюдения правил содержания и ремонта МКД. Суд посчитал, что ОАО "Тепловые сети" не приняло всех зависящих от него мер по обеспечению условий содержания общего имущества в целях безопасного и благоприятного проживания граждан.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, сделав вывод о неправомерном возложении на Общество как на управляющую компанию обязанности по проведению ремонтных работ по устранению выявленных повреждений, поскольку с учетом характера повреждений и требований пункта 4.2.4.3 Правил N 170 указанные работы подлежат выполнению при проведении капитального ремонта.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу положений, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является ответственным за содержание общего имущества МКД N 5, расположенного в п. Ушаки Тосненского р-на, Ленинградской обл. (далее - Объект).
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что Общество, как управляющая организация, в силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома входят ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества МКД включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
Требования, порядок обслуживания и ремонт жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как указано в пункте 4.2.4.2. Правил N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что балконные плиты Объекта находятся в аварийном состоянии, создающем угрозу безопасности граждан.
Общество, не отрицая наличие выявленных в ходе проверки нарушений, считает, что указанные в оспариваемом предписании работы относятся к капитальному ремонту.
С учетом характера повреждений специалистами в технических заключениях от 2015 и 2018 годов рекомендованы работы по демонтажу и замене балконных плит в соответствии с действующими требованиями и нормами по специально разработанному проекту (т.д. 1, л. 26-96; 198-205). Необходимость скорейшего проведения капитального ремонта балконных плит спорного МКД признали и Администрация, и Комитет, согласовав и утвердив включение работ по ремонту фасада на Объекте в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 год.
Однако, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, капитальный ремонт фасада Объекта, выполняемый обществом с ограниченной ответственностью "СТС-Ладога" на основании заключенного с Фондом договора от 26.03.2018, выполнен частично - без учета балконов; производился без проекта и носил косметический характер в связи с тем, что заказчик (Фонд) не внес изменения в проектную документацию относительно объема ремонтных работ (балконов).
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2019 по делу N А56-47768/2019, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Судом первой инстанции принято во внимание, что указанные в оспариваемом предписании мероприятия направлены на обеспечение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания общего имущества в МКД с целью безопасного и благоприятного проживания граждан. Устранение выявленных нарушений является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, направлено на поддержание технического состояния дома, в связи с чем носит обязательный характер для управляющей компании в силу договора управления многоквартирным домом.
Отметив, что само оспариваемое предписание не устанавливает обязанность Общества самостоятельно провести капитальный ремонт балконных плит МКД, суд первой инстанции указал, что техническое состояние балконов спорного МКД создает угрозу жизни и здоровью людей, и именно Общество обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности граждан и устранению неисправностей балконных плит указанного дома. Общество обязано принимать меры для осуществления указанных обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг и обеспечения содержания и ремонта общего имущества в МКД с учетом степени износа и иных характеристик конструктивных элементов в МКД.
Включение названного МКД в региональную программу капитального ремонта общего имущества и проведение такого ремонта с учетом установленных судами фактических обстоятельств не освобождает управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в МКД плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества до наступления срока капитального ремонта.
Указание управляющей организации на техническое состояние спорного МКД и факт его эксплуатации с 1970 года также не является основанием для освобождения Общества от соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права Общества, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности выданного Комитетом предписания.
Следовательно, у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным предписания Комитета, оспариваемого Обществом.
При таких обстоятельствах постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции, в соответствии с которым в удовлетворении требования Обществу было отказано, - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А56-79674/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2019 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.