28 июля 2020 г. |
Дело N А13-8052/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Вологодской области Гордеевой Н.В. (доверенность от 17.07.2020 N 02-07/165),
рассмотрев 28.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А13-8052/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Северсталь", адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, Зосимовская улица, дом 65, ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575 (далее - Управление), о признании незаконным предписания от 25.01.2019 N 01-03.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному Федеральному округу", адрес: 199106, Санкт-Петербург, проспект Средний Васильевского острова, дом 86, литер "А", помещение 18Н, ОГРН 1047800010114, ИНН 7801258484 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 24.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, что Обществу была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов II-IV классов опасности от 30.11.2018 N (35)-553-CТУРБ/п, местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан полигон промышленных отходов, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной Управлением с привлечением экспертов ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" установлено, что программа мониторинга и отчет о результатах мониторинга Общества не соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 "Об утверждении положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее - Положение N 467), приказу Минприроды России от 04.03.2016 N 66 "Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", поскольку отсутствует информация о фоновой скважине, не представлено сравнение качества подземной воды в контрольной скважине по сравнению с фоновой.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2018 N 386-03, в котором указано, что в качестве фоновых применяются фоновые значения соответствующих показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения.
Предписанием от 26.10.2018 N 13-3 Обществу предложено в срок до 15.01.2019 организовать проведение мониторинга состояния и загрязнения подземных вод при эксплуатации полигона промышленных отходов относительно фоновых величин согласно действующему законодательству, направить отчет о выполнении в Управление.
На основании приказа от 11.01.2019 N 25 Управлением в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка ранее выданного предписания.
Поскольку в ходе проверки административный орган установил, что предписание N 13-3 Обществом не исполнено, составил акт от 25.01.2019, а также выдал новое предписание от 25.10.2019 N 01-03, которым установил срок исполнения от 15.07.2019.
Общество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Пунктом 2 Порядка N 66 установлено, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
В пункте 12 Порядка N 66 указано, что программа мониторинга включает раздел "обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду".
В данном разделе приводятся данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов (пункт 16 Порядка N 66).
Суды указали, что на основании сравнительной оценки данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Положением N 467 установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Пунктом 4 Положения N 467 установлено, что нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для атмосферного воздуха и почв - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов; для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект; для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод.
Согласно пункту 5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили, что раздел "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" "Порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, разработанного Обществом и утвержденного в 2017 году, содержит сведения о ведении наблюдения за подземными водами; раздел "Обоснование выбора мест отбора проб, точек инструментальных измерений, определений и наблюдений" содержит сведения о наличии трех скважин 34, 34а, 34б (Приложение N 4, схема расположения мест отбора проб).
Также суды указали, что в Порядке мониторинга отсутствует обоснование выбора мест отбора проб, места расположения, количество отраженных на схеме скважин 34, 34а, 34б, сведения о фоновой наблюдательной скважине; данные о фоновом состоянии и загрязнении подземных вод не приведены, в отчете о результатах мониторинга результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов по сравнению с фоновыми данными в районе расположения объекта размещения отходов отсутствуют.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды обоснованно сочли о нарушении Обществом требований Порядка N 66 и Положения N 467.
Ссылка Общества на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05.02.2019 N 12-13/2019 отклоняется кассационной инстанцией, поскольку выводы, сделанные в судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о наличии у Управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А13-8052/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.