30 июля 2020 г. |
Дело N А56-83442/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" Максимова А.С. (доверенность от 27.12.2019 N 53),
рассмотрев 29.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-83442/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д.10а, ОГРН 10211000528031, ИНН 1001041107 (далее - Учреждение, Музей) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, 24, корп. 2, лит. А, ОГРН 1077847413357, ИНН 7841362227 (далее - Управление, Росрыболовство) от 17.05.2019 N 649/10 и акт проверки от 17.05.2019.
Решением суда от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2020, в части требования об оспаривании акта проверки от 17.05.2019 производство по делу прекращено, в удовлетворении заявления в остальной части Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и признать незаконным оспариваемое предписание, поскольку суды дали ненадлежащую оценку протоколам лабораторных исследований водного объекта от 24.04.2019 N 0399/ВПР, 0413/ВПР, 0401/ВПР, 0415/ВПР, 0403/ВПР, 0416/ВПР, 0400/ВПР, 0414/ВПР, 0402/ВПР, 0417/ВПР, основанных на пробах воды, взятых непосредственно из водного объекта (Онежского озера), которые по утверждению заявителя, подтверждают выполнение Музеем требований о предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 N 552 и Решений о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2018, а также выполнение предписания административного органа от 17.10.2018 N 1077/10, выданного Музею при проведении Росрыболовством предыдущей проверки.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в процессе своей хозяйственной деятельности Музей осуществляет сброс сточных вод в Онежское озеро, водоем высшей категории рыбохозяйственного значения, через 4 выпуска:
- через выпуск 1 осуществляется сброс сточных вод в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2018 N 10-01.04.01.006-О-РСБХ-Т-2018-01009/00: сточная вода из производственного корпуса на дополнительной реставрационно-производственной площадке поступает на очистку в очистные сооружения "Биоклер В10"; после биологической очистки вода проходит обработку ультрафиолетовым излучением и поступает в колодец, где производится отбор проб на химический и бактериологический анализ; из колодца вода по трубопроводу самотеком поступает в Онежское озеро (пункт 8 и приложение N 5.2 данного Решения);
- через выпуск 2 осуществляется сброс сточных вод в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2018 N 10-01.04.01.006-О-РСВХ-Т-2018-01010/00: сточная вода от благоустроенного Дома специалистов на о. Гоголев поступает на очистку в очистные сооружения биологической очистки сточных вод "Биотал-3"; далее очищенная сточная вода по трубопроводу отводится в Онежское озеро (пункт 8 и приложение N 5.2 данного Решения).
- через выпуск 3 осуществляется сброс сточных вод в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2018 N 10-0.04.01.006-О-РСБХ-Т-2018-01011/00: очистка ливневых стоков с территории дополнительной реставрационно-производственной площадки производится на очистных сооружениях "Лабко"; очищенная вода из колодца для отбора проб поступает по трубопроводу в Онежское озеро (пункт 8 и приложение N 5.2 данного Решения);
- через выпуск 4 осуществляется сброс сточных вод в соответствии с Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.09.2018 N 10-01.04.01.006-О-РСБХ-Т-2018-01012/00: дождевые и талые воды с территории грузового причала по лоткам поступают на очистную систему УСВ-10 и затем сбрасываются в Онежское озеро (далее - Решения о водопользовании).
Музей 30.01.2015 утвердил и согласовал с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов Программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод со сроком действия до 30.01.2020 (далее - Программа измерений качества сточных вод). Согласно данной Программе определены, в том числе, точки отбора проб на выпусках сточных вод:
1. по выпуску N 1 (сточные воды с ЛОС "Биотал-3" Дома специалистов);
2. по выпуску N 2 (сточные воды с ЛОС "Биоклер В-10" дополнительной реставрационно-производственной площадки);
3. по выпуску N 3 (дренажные воды с ЛОС "Лабко" дополнительной реставрационно-производственной площадки);
4. по выпуску N 4 (дренажные воды с ЛОС "УСВ-10" грузовой причал острова "Кижи").
Росрыболовство на основании Приказа от 18.04.2019 N 202 в отношении Музея провело 17.05.2019 внеплановую документарную проверку, в ходе которой по представленным проверяемой организацией данным лабораторного контроля, изготовленным ООО "СЕВЕРНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21АУ63): протоколам от 24.04.2019 N 0395/СТВ, N 0396/СТВ, N 0397/СТВ, N 0398/СТВ, выявило превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 N 552, а также вышеназванными Решениями о водопользовании:
- на выпуске N 1 после очистной системы "Биоклер-10" (о. Кижи, дополнительная реставрационно-производственная площадка: координаты выпуска 62°05'29" С.Ш. 35°12'28" В.Д.) по следующим показателям: взвешенные вещества - в 6 раз. БПК5 - в 2.4 раза, азот аммонийный - в 8,2 раза, фосфаты - в 6,8 раза, нефтепродукты - в 1,5 раза, азот нитритов - в 10 раз, по железу - в 4,7 раза.
- на выпуске N 2 после очистных сооружений "Биотал-3" (о. Кижи (о. Гоголев) координаты выпуска 62°04'24" С.Ш. 35°14'05" В.Д.) по следующим показателям: взвешенные вещества - в 24 раза, азот аммонийный - в 27,8 раза, азот нитратов - в 3 раза, азот нитритов - в 10 раз, фосфаты - в 204 раза, нефтепродукты - в 2,2 раза, по железу в - 1,8 раза.
- на выпуске N 3 после очистной системы "Лабко" (о. Кижи, дополнительная реставрационно-производственная площадка: координаты выпуска 62°05'12" С.Ш. 35°12'17" В.Д.) по следующим показателям: взвешенные вещества - в 23,27 раза, БПК5 - в 1,5 раза, нефтепродукты - в 3,6 раз, азот аммонийный - в 1,25 раза, азот нитритов - в 10 раз, по железу - более чем в 5 раз.
- на выпуске N 4 после установки УСВ-10 (о. Кижи, грузовой причал, координаты выпуска 62°05'24" С.Ш. 35°11'50" В.Д.) по следующим показателям: взвешенные вещества - в 5,3 раза, азот аммонийный - в 1,25 раза, азот нитритов - в 10 раз, железо - в 5 раз.
Означенные показатели зафиксированы в акте проверки от 17.05.2019.
В связи с выявлением указанных нарушений Управление 17.05.2019 выдало предписание N 649/10, согласно которому Музею необходимо:
1. Прекратить сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в Онежское озеро через выпуски N 1, 2, 3, 4 со сточными водами Музея-заповедника "Кижи", с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Срок до 28.03.2020.
2. Представить результаты анализов сточных вод, сбрасываемых в Онежское озеро через выпуски N 1, 2, 3, 4 со сточными водами Музей-заповедник "Кижи", подтверждающие выполнение предписания, выполненные не ранее 28.03.2020.
3. Не допускать нарушение требований к качеству воды водного объекта рыбохозяйственного значения - Онежского озера, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в месте сброса сточных вод Музея-заповедника "Кижи" в Онежское озеро. Срок - 28.03.2020.
4. Представить результаты анализов воды водного объекта (Онежского озера) в месте сброса сточных вод Музея-заповедника "Кижи" в результате их воздействия на водный объект, подтверждающие выполнение предписания, выполненные не ранее 28.03.2020.
Не согласившись с означенными предписанием и актом, Музей оспорил их в судебном порядке.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, признав, что у Управления имелись правовые и фактические основания для выдачи Музею оспариваемого предписания. Относительно акта проверки от 17.05.2019, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акт не является ненормативным правовым актом, поскольку не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, а фиксирует выявленные нарушения и общие выводы административного органа о несоблюдении соответствующего законодательства, в связи с чем в части требования об его оспаривании производство по делу прекратил. С данным выводом согласился и апелляционный суд. В кассационной инстанции в указанной части судебные акты не обжалуются.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, закреплены в статье 43.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43.3 Закона N 166-ФЗ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания.
Вместе с тем предписание как документ, содержащий властные указания, то есть являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдано произвольно, поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание отвечает контрольным полномочиям Управления.
В соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с нормами статей 34 и 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица обязаны обеспечивать экологическую безопасность при осуществлении: размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а также обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно норме статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Исходя из положений Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс, Кодекс) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Кодекса). Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39). Запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 Кодекса).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Министерства сельского хозяйства от 13.12.2016 N 552 (далее - Приказ Минсельхоза N 552).
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема и забора (изъятия) из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 (далее - Порядок) определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод должно производиться с периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных и (или) дренажных вод.
Во исполнение требований пункта 13 означенного Порядка Музей 30.01.2015 утвердил и согласовал с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов Программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод со сроком действия до 30.01.2020, в которой определены, в том числе, точки отбора проб на выпусках сточных вод N 1, 2, 3, 4.
При этом в соответствии с условиями пункта 12 вышеназванных Решений о водопользовании вода в Онежском озере в местах сброса сточных вод должна отвечать нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения согласно положениям Приказ Минсельхоза N 552.
Факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов (Онежском озере) подтверждается, представленными самим Музей протоколами от 24.04.2019 N 0395/СТВ, N 396/СТВ, N 0397/СТВ, N 0398/СТВ лабораторных исследований сточной воды, отобранных на выпусках сточных вод 1, 2, 3, 4 после очистных сооружений.
Суды признали требование Росрыболовства о снижении таких показателей (взвешенные вещества, азот аммонийный, азот нитратов, фосфаты, нефтепродукты, железа и т.д.) основанными на законе и фактических обстоятельствах.
В данном случае Музей не представил ни органу контроля, ни в суд, результаты анализов воды водного объекта (Онежского озера) взятых непосредственно в местах сбросов сточных вод Музея в результате их воздействия на водный объект. Требование, указанное в пункте 4 предписания о представлении таких исследований датированных не ранее 28.03.2020, заявитель также не исполнил.
Наличие у Музея протоколов исследований сточной воды от 24.04.2019 N 0395/СТВ, N 0396/СТВ, N 0397/СТВ, N 0398/СТВ (изготовленных как доказательства исполнения ранее выданного предписания от 17.10.2018 N 1077/10 и основанных на пробах воды, взятых непосредственно из водного объекта (Онежского озера)) не опровергают собранные в ходе проверки доказательства, объективно свидетельствующие о допущенном Учреждением превышении на выпусках сточных вод N 1, 2, 3, 4 после очистных сооружений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов.
Каких-либо существенных нарушений, допущенных Управлением при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания, судами не выявлено.
Оспариваемое предписание Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя (статья 198 АПК РФ).
Изложенные в кассационной жалобе доводы, бывшие предметом исследования в судах, направлены по существу на иную оценку установленных судами обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-83442/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей - заповедник "Кижи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.