11 августа 2020 г. |
Дело N А05-10584/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
рассмотрев 10.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А05-10584/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Апицына Николая Калинича, ОГРНИП 316290100081432, ИНН 292102763640 (далее - Глава КФХ), 987 740 руб. 28 коп. гранта, предоставленного на основании соглашения от 29.05.2017 N 01-36/173 о предоставлении из областного бюджета субсидий индивидуальному предпринимателю - Главе КФХ на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области.
Решением суда от 24.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 решение суда от 24.10.2019 изменено - с Главы КФХ в пользу Министерства взыскано 366 480 руб. гранта; в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, Глава КФХ не исполнил свои обязательства по использованию гранта для финансового обеспечения затрат, связанных с развитием и созданием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "овцеводческая ферма"; суд апелляционной инстанции неправомерно приобщил к материалам дела дополнительно представленные Главой КФХ доказательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с разделом IX "Порядок предоставления грантов начинающим фермерам" (далее - Порядок) Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса (далее - Правила предоставления субсидий), утвержденных постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп "Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области" (далее - Постановление N 436-пп), и на основании распоряжения Министерства от 22.05.2017 N 156-р "О победителях конкурсного отбора, заключении соглашений и предоставлении грантов начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм", Министерство, Глава КФХ (получатель) и Управление экономики и прогнозирования администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" 29.05.2017 заключили соглашение N 01-36/173 (далее - Соглашение) о предоставлении в 2017 году из областного бюджета денежных средств в виде субсидий (гранта) индивидуальному предпринимателю - Главе КФХ для финансового обеспечения затрат, связанных с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "овцеводческая ферма" на безвозмездной и безвозвратной основе с требованием последующего подтверждения использования полученных средств на цели, установленные планом расходов гранта, приведенным в приложении 1 к этому Соглашению.
В соответствии с пунктом 4.3.6 Соглашения получатель обязан реализовать проект на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "Овцеводческая ферма" и использовать субсидию в соответствии с целями, условиями и в сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления субсидии, соглашением и планом расходов.
Согласно пункту 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии составил 1 487 430 руб.
Пунктом 4.3.7.4 Соглашения установлена обязанность получателя использовать субсидию в течение срока, установленного Правилами предоставления субсидии (18 месяцев), со дня поступления денежных средств субсидии на расчетный счет исключительно по направлениям расходования, указанным в плане расходов, и только путем безналичного перечисления денежных средств на расчетные счета контрагентам. При этом получатель обязан оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказанных услуг, поименованных в плане расходов (пункт 4.3.7.5 Соглашения).
Согласно плану расходов (приложение 1 к Соглашению) средства предоставленного гранта (1 487 430 руб.) подлежали расходованию на:
1) строительство производственных помещений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции - 969 030 руб., из них на приобретение поликарбоната на кровлю 8 мм в количестве 800 кв. м - 300 000 руб., приобретение винтовых свай в количестве 24 шт. - 60 480 руб., приобретение бруса количеством 50 куб. м - 242 550 руб., приобретение доски количеством 40 куб. м - 306 000 руб.;
2) приобретение сельскохозяйственных животных - молодняка овец в количестве 32 голов - 576 000 руб.
В приложении N 2 к Соглашению определены показатели результативности - создание трех новых постоянных рабочих мест и ежегодный прирост объема, равного 10%, сельскохозяйственной продукции, произведенной Главой КФХ.
В силу пунктов 5.2, 5.3 Соглашения ответственность за нецелевое использование средств субсидии возлагается на получателя; при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств получатель обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования Министерства возвратить бюджетные средства, которые использовались не по целевому назначению.
В случае невозврата получателем бюджетных средств взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.4 Соглашения).
Министерство провело плановую выездную проверку крестьянского (фермерского) хозяйства Апицына Н.К. за период с 01.04.2017 по 31.12.2018 по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта в виде субсидий на государственную поддержку начинающих фермеров, по результатам которой 15.02.2019 составило акт контрольного мероприятия N 5.
В ходе указанной проверки Министерство установило, что по целевому назначению в соответствии с приложением 1 (планом расходов) к Соглашению Глава КФХ израсходовал 499 689 руб. 72 коп. гранта на строительство производственных помещений, что подтверждается представленными документами. Целевое расходование 987 740 руб. 28 коп. гранта Главой КФХ документально не подтверждено.
Министерство 24.07.2019 направило Главе КФХ претензию N 205-01/3563 с требованием возвратить 987 740 руб. 28 коп. бюджетных средств в течение 30 рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования.
Оставление Главой КФХ данного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив, что в нарушение условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Глава КФХ не исполнил принятое на себя обязательство по использованию гранта для финансового обеспечения затрат, связанных с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "овцеводческая ферма", удовлетворил заявленные Министерством требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав представленные доказательства, установив расходование Главой КФХ средств гранта на приобретение поликарбоната, доски, молодняка овец, апелляционный суд признал его целевым, соответствующим плану расходов (приложение 1 Соглашения). Вместе с тем, приняв во внимание отсутствие доказательств использования при строительстве помещения для размещения животных винтовых свай и бруса, на приобретение которых в том числе выделялись денежные средства гранта, суд апелляционной инстанции признал обоснованным требование Министерства о взыскании средств субсидии в размере, выделенном на покупку данных материалов, в связи с чем взыскал с Главы КФХ в пользу Министерства 366 480 руб. гранта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением N 436-пп утверждены Правила предоставления субсидий и грантов в виде субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, в разделе IX которого определен Порядок предоставления грантов начинающим фермерам.
Согласно пункту 2 указанных Правил предоставление субсидий и грантов осуществляется Министерством на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 100 Порядка грант на поддержку начинающего фермера может быть использован начинающими фермерами в том числе на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на их регистрацию; на приобретение сельскохозяйственных животных.
Ответственность за нецелевое использование средств гранта возлагается на получателей грантов (пункт 129 Порядка).
В случае установления фактов необоснованного получения гранта, а также представления получателем гранта недостоверных сведений, нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Порядком и соглашением, министерство предъявляет требование о возврате гранта в областной бюджет (пункт 133 Порядка).
Пунктом 5.3 Соглашения также установлено, что в случае выявления факта нецелевого использования бюджетных средств Получатель обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования Министерства возвратить бюджетные средства, которые использовались не по целевому назначению.
Из анализа условий Соглашения следует, что субсидия (грант) предоставлена Главе КФХ в целях реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению "овцеводческая ферма"; планом расходов предусмотрено расходование средств гранта на строительство производственных помещений и на приобретение сельскохозяйственных животных.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что платежным поручением от 14.06.2017 N 239398 грант в размере 1 487 430 руб. перечислен на расчетный счет Главы КФХ; из указанной суммы 1 120 950 руб. гранта Главой КФХ израсходовано на строительство производственных помещений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (на приобретение поликарбоната для кровли, доски), а также на приобретение сельскохозяйственных животных - молодняка овец, что подтверждается представленными в материалы дела договорами поставки, универсальными передаточными документами, платежными поручениями, ветеринарным свидетельством, актом проверки и прилагаемой к нему фототаблицей.
Учтя установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции удовлетворил требование Министерства о взыскании с Главы КФХ 366 480 руб. гранта, предоставленного в рамках Соглашения.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального правого. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Довод Министерства о приобщении судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств подлежит отклонению. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 4160/12, само по себе принятие дополнительных доказательств не является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции. В данном случае приобщение апелляционным судом дополнительных доказательств не привело и не могло привести к принятию неправильного решения. Министерство не было лишено возможности ознакомиться с приобщенными доказательствами, представить свою позицию по представленным документам.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и (или) процессуального права
Обстоятельства, являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлены, в связи, с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А05-10584/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.