13 августа 2020 г. |
Дело N А56-86843/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Силкиной С.Д. (доверенность от 18.11.2019), от акционерного общества "Управление механизации -3" Пелевина В.Я. (доверенность от 20.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управление механизации -3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-86843/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191095, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Управление механизации - 3", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Рощинская ул., д. 48, ОГРН 1027804871676, ИНН 7810288975 (далее - Общество), о взыскании 930 812 руб. 76 коп. платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод платы и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.02.2019 по 31.03.2019, а также 129 521 руб. 09 коп. пеней, начисленных по состоянию на 21.01.2020 и пеней, начиная с 22.01.2019 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением от 07.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 07.02.2020 и постановление от 21.05.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
По мнению подателя жалобы, из расчета истца в отношении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения следует исключить показатель "железо общее", поскольку он не предусмотрен в приложении N 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Водоканал необоснованно завысил объем водоотведения, в отношении которого определена соответствующая плата. Водоканал неправомерно рассчитал объем ресурса за весь месяц (февраль 2019 года), тогда как пробы были взяты только 11.02.2019, следовательно, срок для расчета взыскиваемой Водоканалом платы должен исчисляться с 12 по 28 февраля, то есть за 17 дней.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Водоканала возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.06.2005 N 09-49798/10-О (далее - Договор), по которому отпуск питьевой воды абоненту осуществляется из системы водоснабжения Водоканала по вводам диаметрами, указанным в приложении N 1, и прием сточных вод от абонента производится в систему канализации Водоканала по выпускам, диаметрами, указанными в приложении N 1.
Пунктом 3.1.2 Договора предусмотрена обязанность Водоканала принимать в системы канализации предприятия сточные воды от абонента в соответствии с действующими нормативными требованиями, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 3.1.3 Договора установлена обязанность Водоканала систематически проводить контроль состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента, а при их отсутствии - на выпусках в системы коммунальной канализации Водоканала, в порядке, установленном органом исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.2.1 Договора абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, заявленные объемы, лимиты водопотребления и водоотведения, водоотведения по качеству сточных вод, установленные Правилами, иными нормативными правовыми актами и разрешительной документацией Водоканала; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт- Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу Правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами; разрабатывать (корректировать) и представлять на утверждение Водоканалу допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ в порядке и в сроки, установленные органами исполнительной власти Санкт- Петербурга.
Порядок расчетов определен разделом 5 Договора.
Предприятие вручило Обществу уведомление о проведении 11.02.2019 в 13 час. 10 мин. отбора сточных вод на объекте "гараж", расположенного по адресу: Рощинская ул., д. 48, с указанием на то, что, в случае неявки представителя абонента, отбор проб будет произведен в его отсутствие.
Водоканал при участии представителя Общества из контрольного канализационного колодца на выпуске 2 (ККК 19) и выпуске 1 (ККК 46) отобрал пробы сточных вод, отводимых Обществом в систему канализации, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 11.02.2019 N 350302-310119-01, подписанный от абонента представителем Тульчим С.Н.
По акту приема-передачи N 318456409-01 пробы переданы на исследование в федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт- Петербурге".
По результатам анализа проб сточных вод зафиксировано превышение абонентом допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе по показателям алюминий, железо общее, что отражено в протоколе лабораторного исследования от 18.02.2019 N 78-02-51851.
Водоканал направил Обществу уведомление от 26.02.2019 N исх-575/19 (N 178) и расшифровки расчетов удельной величины платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно выставленным платежным документам плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.02.2019 по 31.03.2019 составила 930 812 руб. 76 коп.
Поскольку Общество уклонилось от оплаты выставленных счетов-фактур, Водоканала обратился к абоненту с претензией от 21.05.2019 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена Обществом без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Водоканала в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644 и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 в редакции, действующей в спорный период, (далее - Правила N 167).
В силу пункта 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, действовавший в спорный период (далее - Порядок N 1677).
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 (далее - Распоряжение N 148) установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В пункте 4 Порядка N 1677 определена формула, по которой производится расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 названных Правил.
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период ответчик осуществил сброс сточных вод с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также с превышением нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга. Данные обстоятельства подтверждаются актом отбора проб сточных вод от 11.02.2019 N 350302-310119-01, протоколом определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от 18.02.2019 N 78-02-51851, расшифровкой расчета удельной величины платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и расшифровкой расчета удельный величины платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Суды проверили расчет платы, произведенный истцом, признали его соответствующим действующему законодательству и условиям Договора (пункты 4.1-4.4), в том числе в отношении объема водоотведения, исходя из которого исчислена взыскиваемая плата.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод ответчика о необходимости исчисления взыскиваемой платы за 17 дней февраля 2019 года, поскольку он противоречит как условиям Договора, в пункте 5.1 которого указано, что расчетный период принимается равным одному календарному месяцу, так и пункту 123 Правил N 644, согласно которому плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается с учетом общего объема сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксирована превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).
Апелляционный суд также указал, что в силу пункта 4 Порядка N 1677 в целях определения платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу общий объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение нормативов водоотведения по составу, независимо от даты отбора проб.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод ответчика об исключении из расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения показателя "железо общее", указав, что Общество не обосновало разницу в химической формуле "железа" и "железа общего" и отличие влияния данных элементов на систему центрального водоснабжения. Отклоняя данный довод, апелляционный суд руководствовался разъяснениями, приведенными в письме федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург от 09.12.2019 N 78-20-06/13-402-2019.
Установив, что Общество своевременно плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за сброс сточных вод в систему канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу не перечислило, и руководствуясь пунктом 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, суды признали обоснованным требование Предприятия о взыскании с ответчика 129 521 руб. 09 коп. пеней, начисленных по состоянию на 21.01.2020, а также пеней, начиная с 22.01.2019 по дату фактического исполнения основного обязательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-86843/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Управление механизации -3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.