19 августа 2020 г. |
Дело N А56-39533/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федоровой И.Г. (доверенность от 07.10.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" Невмывака О.К. (доверенность от 01.01.2020), от товарищества собственников жилья "Заневский 28-30-32" Димовой М.А. (доверенность от 13.01.2020 N 1),
рассмотрев 19.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А56-39533/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой", адрес: 195253, Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 67, корп. 1, пом. 6-Н, ОГРН 1089847088682, ИНН 7840383834 (далее - Общество, ООО "Инвестстрой"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 27.02.2019 N 209-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензии Санкт-Петербурга.
В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просит обязать Инспекцию внести в раздел реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 28-30-32, лит. А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Заневский 28-30-32", адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 28-30-32, лит. А, кв. 195, ОГРН 1197847007137, ИНН 7806555106 (далее - Товарищество, ТСЖ "Заневский 28-30-32").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Инвестстрой", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку ООО "Инвестстрой" с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий в ГЖИ не обращалось, об изменении способа управления многоквартирным домом Обществу не было известно. Кроме того, Общество указывает, что ТСЖ "Заневский 28-30-32" обратилось с соответствующим заявлением в ГЖИ 27.12.2018, в то время как на указанную дату Товарищество не было зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица, такая регистрация произошла только 17.01.2019. В связи с изложенным Общество считает, что Инспекция необоснованно рассмотрела заявление ТСЖ "Заневский 28-30-32" о внесении изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Инспекции и Товарищества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Заневский 28-30-32" обратилось 27.12.2018 в Инспекцию с заявлением, которым уведомило ГЖИ о создании Товарищества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 28-30-32 лит. А, и просило исключить указанный многоквартирный дом из лицензии ООО "Инвестстрой".
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов Инспекцией было принято решение от 17.01.2019 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр). Причиной приостановления рассмотрения заявления явились отсутствие в нем идентификационного номера налогоплательщика Товарищества, а также заявления от лицензиата - ООО "Инвестстрой" о внесении соответствующих изменений в реестр.
Решение о приостановлении рассмотрения названного заявления было направлено в адрес Товарищества письмом от 21.01.2019 N 01-29615/18-0-1. Инспекция предложила Товариществу в срок до 01.02.2019 представить надлежащим образом оформленное заявление о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга, сведения о приеме технической документации и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов, а также доказательство уведомления ООО "Инвестстрой" (ранее осуществлявшим управление многоквартирным домом) о принятом на общем собрании собственников многоквартирного дома решении о выборе в качестве управляющей организации Товарищества. Также Инспекция направила запрос в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга (письмо от 24.01.2019 N 08-158-1027/19-0-0) о предоставлении информации об управлении вышеуказанным многоквартирным домом, в том числе о наличии споров по вопросам выбора управляющей организации или смены способа управления этим домом.
Письмом от 29.01.2019 N 06-137/19-0-1 администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга сообщила, что спорный многоквартирный дом находился в управлении Общества; сведения о наличии или отсутствии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление указанным домом, отсутствуют.
Письмом от 24.01.2019 N 08-15-1006/19-0-0 Инспекция уведомила ООО "Инвестстрой" о поступлении обращения Товарищества об исключении из реестра лицензий Санкт-Петербурга сведений об указанном многоквартирном доме в связи с изменением способа управления, указав на нарушение Обществом требований части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившееся в неразмещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства об изменении перечня домов, которыми управляет лицензиат, а также непредставлением указанных сведений в орган государственного жилищного надзора.
В ответ на данное уведомление Общество сослалось на допущенные при создании и в деятельности ТСЖ "Заневский 28-30-32" нарушения порядка проведения общего собрания собственников указанного дома (письмо от 31.01.2019 N 16).
Товарищество 08.02.2019 представило в Инспекцию новое заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов и документы, соответствующие требованиям пункта 5 Порядка N 938/пр, о чем Инспекцией 27.02.2019 было составлено заключение, принято решение и распоряжение N 209-рл о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга об исключении сведений о многоквартирном доме из раздела реестра лицензий, содержащего перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Инвестстрой".
Не согласившись с указанным распоряжением ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели наличия правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Инвестстрой" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Так как деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статья 192 ЖК РФ, подпункт 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), то в силу части 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. При этом реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения данной части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 названного Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Как следует из содержания части 7 статьи 135 ЖК РФ, в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 названного Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 указанного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 названного Порядка.
Согласно пункту 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 указанного Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 названного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Судами двух инстанций установлено, что при обращении с заявлением об исключении спорного многоквартирного дома из лицензии ООО "Инвестстрой" Товарищество представило в Инспекцию протокол от 24.12.2018 N 1 о создании ТСЖ "Заневский 28-30-32", реестр собственников помещений в многоквартирном доме, оригиналы решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме. Заявление подписано представителем ТСЖ "Заневский 28-30-32" Партанен Г.Е., полномочия которого определены на общем собрании собственников многоквартирного дома.
Суды двух инстанций отметили, что протокол от 24.12.2018 N 1 содержал решение собственников помещений многоквартирного дома об изменении способа управления этим многоквартирным домом и создании ТСЖ "Заневский 28-30-32", а также о расторжении договора управления с ООО "Инвестстрой" (вопросы 3 и 5 повестки дня). В названном протоколе (пункт 6) указано лицо, уполномоченное общим собранием на обращение, в том числе в государственную жилищную инспекцию от имени Товарищества - Партанен Г.Е.
Товарищество также представило в Инспекцию копию свидетельства о постановке ТСЖ "Заневский 28-30-32" на налоговый учет 17.01.2019 с присвоением индефикационного номера налогоплательщика 7806555103, а также копию письма-уведомления ООО "Инвестстрой" об изменении способа управления многоквартирным домом и доказательства его направления в адрес Общества 01.02.2019 и получения уведомления Обществом 05.02.2019.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, с учетом установленных обстоятельств по делу, принимая во внимание отсутствие у ГЖИ оснований для отказа ТСЖ "Заневский 28-30-32" во внесении изменений в реестр лицензий, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения и отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу N А56-39533/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.