25 августа 2020 г. |
Дело N А05-14648/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 24.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Павловск ЖКХ" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А05-14648/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Павловск ЖКХ", адрес: 165682, Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск, д. 21, ОГРН 1052905021432, ИНН 2909002440 (далее - ООО "Павловск ЖКХ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", адрес: 165680, Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, Советская ул., д. 32, ОГРН 1022901256223, ИНН 2909001679 (далее - Комитет), о признании незаконным предписания от 22.11.2019 N 1 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.03.2020 предписание Комитета от 22.11.2019 N 1 признано недействительным в части возложения на Общество обязанности по выполнению работ по дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В удовлетворении остальной части отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания отменено и в этой части в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, ООО "Павловск ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает на отсутствие обязанности по уборке земельного участка, являющегося проезжей частью и находящегося в муниципальной собственности. По мнению подателя жалобы спорный участок не входит в состав общего имущества. Не соглашаясь с предписанием в части выполнения работ по дератизации и дезинсекции, ссылаясь на пункты 3.4, 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 N 83 (далее - СанПиН 3.5.2.3472-17), Общество отмечает, что кратность обследований (один раз в месяц), установлена для проведения обследования помещений. Обязанность по ежемесячному проведению мероприятий по дезинсекции не предусмотрена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Павловск ЖКХ" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, с. Ильинско-Подомское, Советская ул., д. 35 (далее - МКД), на основании протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 06.09.2018 N 3 и договора управления МКД от 02.10.2018.
В период с 05.11.2019 по 22.11.2019 надзорным органом на основании приказа от 16.10.2019 в отношении Общества в рамках муниципального жилищного контроля проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверочных мероприятий Комитетом установлен факт невыполнения работ по дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества МКД, а также ненадлежащее содержание придомовой территории МКД. Выявленные недостатки квалифицированы как нарушение со стороны Общества требований пунктов 3.6.1. 3.6.2, 3.4.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 23, 24 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень).
Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 22.11.2019 N 1.
В адрес ООО "Павловск ЖКХ" выдано обязательное для исполнения предписание от 22.11.2019 N 1, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 22.01.2020 устранить выявленные нарушения.
Несогласие с предписанием от 22.11.2019 N 1 послужило поводом для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции признал оспариваемое предписание недействительным в части работ по дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества МКД, ссылаясь на их выполнение с соблюдением установленной договором управления от 02.10.2018 периодичности (пункт 2 предписания). В остальной части в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на соответствие оспариваемого Обществом предписания нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости.
Суд апелляционной инстанции, отказывая ООО "Павловск ЖКХ" в признании недействительным пункта 2 оспариваемого предписания, пришел к выводу о нарушении Обществом периодичности проведения работ по дезинсекции помещений, а также посчитал, что общество с ограниченной ответственностью "Ильинское ЖКХ" не является надлежащей организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
По смыслу положений, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу подпункта "б" пункта 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Судебными инстанциями установлено и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что Обществом, как управляющей компанией спорного МКД, принято обязательство обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также содержать надлежащим образом общее имущество названного МКД.
Доводы Общества относительно отсутствия договора на содержание муниципальной земли признаны несостоятельными, поскольку к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36 ЖК РФ относится земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке.
Судами установлено, что снег не убран на территории, непосредственно прилегающей к спорному МКД, а также на проезжей части придомовых территорий, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Поскольку обязанность по содержанию придомовой территории в силу вышеприведенных положений действующего законодательства возложена на организацию, осуществляющую управление общим имуществом собственников многоквартирного дома, а такой организацией по указанным выше МКД определено Общество, выводы судов об обоснованном вменении заявителю нарушения пункта 24 Минимального перечня, являются верными.
Податель жалобы, ссылаясь на отсутствие доказательств формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет в определенных границах, полагает, что в этом случае проезжая часть является дорогой общего пользования и относится к собственности муниципального образования, в связи с чем требования Комитета убрать снег с придомовой территории, в частности проезжей части, недопустимы.
Между тем, доказательств того, что вопреки установленным судами фактам наличия снега, неубранного с территории, непосредственно прилегающей к указанному МКД, а также с проезжей части придомовой территории, снег не убран с иной территории, подателем жалобы в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, установив ненадлежащее содержание Обществом общего имущества (придомовой территории) спорного МКД, свидетельствующее о неисполнении обязанностей по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
В силу санитарных норм и правил организация, обслуживающая жилищный фонд должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (пункт 3.4.8 Правил N 170).
Пунктом 3.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при организации дезинсекционных мероприятий обеспечивают: предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью определения наличия членистоногих и их видов; выбор метода борьбы с членистоногими; выполнение инженерно-технических и санитарно-эпидемиологических дезинсекционных мероприятий; контроль во время проведения дезинсекционных мероприятий и после, с целью определения эффективности. При отсутствии эффективности дезинсекционные обработки повторяются.
В соответствии с пунктом 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, указанных в пункте 2.2 СанПиН 3.5.2.3472-17, должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, а также анофелогенных водоемов - 1 раз в неделю, открытых территорий - 1 раз в месяц.
Дезинсекция проводится в производственных, жилых и общественных зданиях, помещениях, сооружениях, на транспорте, на территориях городских и сельских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая водоемы, места естественного обитания членистоногих, а также в очагах инфекционных болезней, где имеются условия для их возникновения, поддержания или распространения (пункт 2.2 СанПиН 3.5.2.3472-17).
Суд апелляционной инстанции установил отсутствие доказательств, свидетельствующих о проведении дезинсекции с установленной пунктом 3.5 СанПиН 3.5.2.3472-17 периодичностью, с учетом периода проверки за июль - август 2019 года.
Оценивая критически представленные Обществом акты от октября, ноября 2018 года, июня 2019 года, апелляционный суд также указал на отсутствие данных, свидетельствующих о том, что общество с ограниченной ответственностью "Ильинское ЖКХ" является надлежащей организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции, в которой проводится производственный контроль в соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18.
С учетом изложенных обстоятельств предписание от 22.11.2019 N 1 соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере, адресовано надлежащему субъекту.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Павловск ЖКХ" подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А05-14648/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Павловск ЖКХ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Павловск ЖКХ", адрес: 165682, Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск, д. 21, ОГРН 1052905021432, ИНН 2909002440, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.07.2020 N 228.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.