31 августа 2020 г. |
Дело N А21-14960/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 31.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэро-Принт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А21-14960/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро-Принт", адрес: 238710, Калининградская обл., Неманский р-н, г. Неман, Советская ул., д. 36, лит. А, ОГРН 1023901955549, ИНН 3909020232 (далее - ООО "Аэро-Принт", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об изменении постановления Министерства регионального контроля (надзора) по Калининградский области от 29.10.2019 N 131/СН-прок о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и принять новый судебный акт по настоящему делу. Не оспаривая факт совершения вмененного правонарушения, податель жалобы полагает возможным применение в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом устранения ООО "Аэро-Принт", как субъектом малого и среднего предпринимательства, выявленных нарушений
В отзыве на кассационную жалобу Министерство, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке
Как следует из материалов дела и установлено судами, по заданию прокуратуры Калининградской области Неманская городская прокуратура провела проверку соблюдения Обществом требований федерального законодательства, в том числе жилищного, градостроительного, законодательства о противопожарной безопасности на объекте незавершенного строительства - пятиэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Неман, Красноармейская ул., д. 6, лит. А. (далее - Объект). Заказчиком строительства и собственником Объекта является ООО "Аэро-Принт", имеющее соответствующее разрешение на строительство сроком до 31.01.2020.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), а также свода правил 48.13330.2011 "Организация строительства" (актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.08.2016 N 597/пр), СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" (введены в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.07.2001 N 80), прокурором вынесено постановление от 24.09.2019 о возбуждении в отношении ООО "АЭРО-Принт" дела об административном правонарушении.
Постановлением от 29.10.2019 N 131/СН-прок заместитель министра регионального контроля (надзора) Калининградской области признал Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество, не согласившись с выводами Министерства, обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило изменить вид наказания, назначенного ему постановлением от 29.10.2019 N 131/СН-прок.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявления исходил из наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности. Не установив оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, как и оснований для замены штрафа на предупреждение, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно частям 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
Частью 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно части 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение) определено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов.
В силу пункта 3 Положения строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается факт нарушения ООО "Аэро-Принт" обязательных требований в области строительства, проектной документации и технических регламентов при строительстве Объекта. Учитывая отсутствие доказательств принятия Обществом всех своевременных и достаточных мер по соблюдению возложенных действующим законодательством обязанностей, суды правомерно посчитали доказанным состав вменяемого заявителю административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы ООО "Аэро-Принт" со ссылкой на возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены.
Оснований для применения к спорным отношениям положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания, в случаях если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, назначается взамен административного штрафа при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В настоящем случае указанная совокупность обстоятельств судами не усмотрена, поскольку строительный объект является источником повышенной опасности, осуществление строительных работ с нарушением установленных законодательством требований при строительстве создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Довод жалобы об устранении Обществом выявленных нарушений был предметом рассмотрения судебными инстанциями и правомерно отклонен, поскольку устранение выявленных в ходе проверки нарушений не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
C учетом вышеизложенного следует признать, что приводимые Обществом в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и, по сути, сводятся к иной оценке доказательств и обстоятельств совершения административного правонарушения, в связи с чем такие доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов согласуются с имеющимися в деле доказательствами, исследованными в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А21-14960/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэро-Принт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.