07 сентября 2020 г. |
Дело N А56-78339/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 03.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2020 по делу N А56-78339/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аква", адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Детскосельский бульвар, д. 9, лит. А, пом. 22Н, оф. 1, ОГРН 1187847337721, ИНН 7820068111 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 44 (далее - Администрация), и Комитету по управлению имуществом Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25 Октября, д. 21, ОГРН 1064705011084, ИНН 4705031478 (далее - Комитет), о признании незаконным решения (протокола) от 18.11.2019 N 5 Комиссии по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района в отношении расчета арендной платы за период с 01.01.2019 по 25.02.2019 по договору от 11.02.2010 N 3811-10/16 за земельный участок площадью 9864 кв.м с кадастровым номером 47:25:0107008:27, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Генерала Кныша, д. 1а, и признании недействительным такого расчета; об обязании Администрации осуществить перерасчет арендной платы по упомянутому договору, начиная с 01.01.2019 с применением схемы многофункционального использования участка; об обязании Администрации осуществить перерасчет арендной платы за указанный земельный участок исходя из положений пункта 2.10 постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (далее - постановление N 520), установив размер арендной платы за 2019 год, равный размеру земельного налога.
Решением суда от 17.12.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 24.05.2020 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит их отменить, заявленные требования удовлетворить. Как считает податель жалобы, арендодатель произвел расчет арендной платы не в соответствии с постановлением N 520, вывод судов об обратном не соответствуют действительности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 11.02.2010 N 3811- 10/16 аренды земельного участка и договора переуступки от 11.01.2011 Общество является арендатором земельного участка площадью 9864 кв.м с кадастровым номером 47:25:0107008:27, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Генерала Кныша, д. 1а, который был предоставлен в аренду для строительства станции технического обслуживания автомобилей и крытого паркинга.
В силу пункта 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 23.04.2013) срок аренды устанавливается по 24.12.2019.
Общество 26.02.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о пересмотре коэффициента использования земельного участка по договору аренды в связи с тем, что фактическое использование участка под размещение автомоечного комплекса занимает менее 3% от всей арендуемой площади.
Решением комиссии по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района, оформленного протоколом от 28.02.2019 N 1, Комитету рекомендовано провести обследование участка.
Согласно справке Гатчинского БТИ - филиала государственного унитарного предприятия "Леноблинвентаризация" 19.03.2019 произведено обследование земельного участка, в результате которого выявлено, что на участке расположены: здание станции экспресс обслуживания автомобилей площадью застройки - 212,5 кв.м, асфальтобетонное покрытие проездов и площадок - 6168 кв.м, площадка для сбора мусора - 10 кв.м, асфальтобетонные тротуары - 236 кв.м, газон - 3237,5 кв.м.
Общество 28.03.2019 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о пересмотре расчета арендной платы по договору на основании справки Гатчинского БТИ.
В дальнейшем 30.05.2019 Общество обратилось в Администрацию с заявлением осуществить перерасчет арендной платы за 2019 год исходя из пункта 2.10 постановления N 520, установив размер арендной платы, равный размеру земельного налога.
В ответ на обращение Администрация письмом от 27.06.2019 сообщила Обществу о произведении перерасчета арендной платы по договору с даты подачи обращения о перерасчете, то есть с 28.03.2019, а также указало на то, что право на приобретение в собственность участка не ограничено законодательством Российской Федерации, в связи с чем при расчете арендной платы ставка земельного налога применению не подлежит.
Впоследствии решением заседания комиссии по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, оформленным протоколом от 18.11.2019 N 5, Комитету рекомендовано произвести перерасчет арендной платы по договору с учетом многофункционального использования земельного участка с даты подачи Обществом первого заявления, то есть с 26.02.2019, расчет арендной платы по договору с 01.02.2019 по 25.02.2019 произведен без учета многофункционального использования земельного участка.
Общество, считая решение Комиссии по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района от 18.11.2019 N 5 незаконным и нарушающим его права, обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Арендная плата за пользование земельными участками, относящимся к государственной или муниципальной собственности, является регулируемой, стороны договора аренды земельных участков обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами и установленными ими ставками арендной платы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Судами установлено, что истец на основании заключенного договора пользуется на праве аренды земельным участком, расположенным в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области.
Пунктом 1 постановления N 520 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в случае многофункционального использования земельного участка арендная плата рассчитывается по каждому виду разрешенного использования пропорционально площади земельного участка, занимаемой объектом, предназначенным для соответствующего использования, по формуле.
Поскольку доказательств многофункционального использования земельного участка до обращения Общества в Администрацию за перерасчетом арендной платы не представлено, суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения в отношении расчета арендной платы за период с 01.01.2019 по 25.02.2019.
Ссылка подателя жалобы на то, что Администрация на протяжении многих лет была осведомлена о том, что арендуемый участок имеет многофункциональное использование, арендодатель в этом случае обязан был произвести перерасчет арендной платы в одностороннем порядке, несостоятельна. Суды, устанавливая фактические обстоятельства, связанные с правом Общества на перерасчет арендной платы в связи с использованием им земельного участка под разные функции, исходили из представленных в подтверждение доказательств.
Суды также сослались на отсутствие доказательств того, что спорный участок ограничен в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Соответственно, не усмотрели оснований для применения пункта 2.10 Порядка, согласно которому в случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Податель жалобы, оспаривая выводы судов, ссылается на отказ Администрации в выкупе земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок значительно превышает площадь объекта недвижимости, который на нем расположен. Вопреки доводу подателя жалобы, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что участок ограничен в обороте.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства применительно к установленным судами фактическим обстоятельствам спора и сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2020 по делу N А56-78339/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.