09 сентября 2020 г. |
Дело N А56-115740/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Пискунова Д.В. (доверенность от 30.12.2019), от общества с ограниченной ответственностью строительно-производственная компания "Зеленый город" Трушова А.А. (доверенность от 09.01.2020 N 001),
рассмотрев 08.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью строительно-производственная компания "Зеленый город" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-115740/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью строительно-производственная компания "Зеленый город", адрес: 198216, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 140, лит. Е, ОГРН 1037825036567, ИНН 7811136816 (далее -Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенного Государственной административно-технической инспекцией Санкт-Петербурга, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), постановления от 04.10.2019 N 4704 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 43-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2014 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт - Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2020, постановление Инспекции от 04.10.2019 N 4704 изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен судом до 300 000 руб.
Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.01.2020 и постановление от 21.05.2020, принять по делу новый судебный акт - об отмене постановления ГАТИ от 04.10.2019 N 4704.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом применен закон, не подлежащий применению; в данном случае применению подлежит Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения"; фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе неполного исследования доказательств и не соответствуют им; Общество не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ГАТИ возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с государственным контрактом от 26.10.2018 N 156/18 Общество является производителем работ по содержанию кольцевой дороги по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Гостилицкое шоссе, на участке от дома N 123 до дома N 131 по Гостилицкому шоссе.
Специалист Инспекции в ходе проведения 09.08.2019 осмотра выявил, что Общество установило временное ограничение движения транспортных средств за границами КАД при производстве работ по фрезерованию асфальта (съезд на КАД - Гостилицкое шоссе) в отсутствие распоряжения ГАТИ о таком ограничении. На проезжей части Гостилицкого шоссе на участке от дома N 123 до пешеходного перехода выставлено ограждение (наливные боны), одна полоса проезжей части закрыта для движения транспортных средств, на проезжей части выставлены ограждения, знаки "Направление движения". В связи с выявленными нарушениями ГАТИ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70.
Для соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных статьями 28.2, 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), законный представитель Общества уведомлением от 09.08.2019 был вызван для составления 15.08.2019 протокола по делу об административном правонарушении и проведения осмотра зоны производства работ.
О совершенном административном правонарушении составлен протокол от 15.08.2019 N 64174 в отсутствие законного представителя Общества в порядке части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекция вынесла постановление от 04.10.2019 N 4704, которым Общество признано виновным и которым ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд первой инстанции.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененных административных правонарушений, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 300 000 руб. и решением от 29.01.2020 снизил размер штрафа до указанной суммы. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с нормой пункта 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 осуществление временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при отсутствии правового акта о введении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в случае необходимости его принятия, либо неисполнение обязанности по реализации мероприятий по организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, либо нарушение установленных порядком осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам сроков временных ограничения или прекращения движения, либо неисполнение обязанности по информированию органов и организаций, определенных порядком осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, о введении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств при производстве ремонтно-восстановительных работ на инженерных сетях, иных объектах при их повреждениях, требующих безотлагательного производства работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей, их правам, охраняемым законом интересам, а также при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда такие работы создают угрозу безопасности дорожного движения, либо организация движения в период временных ограничения или прекращения движения не в соответствии с проектами организации дорожного движения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875).
В соответствии с пунктом 3.2.20 Правил N 875, пунктом 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272, пунктами 2, 4 и 7 Порядка принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4, производитель работ до начала работ, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при необходимости такого ограничения (прекращения).
Податель кассационной жалобы утверждает, что ограничение движения транспортных средств устанавливалось от дома N 131 по Гостилицкому шоссе до автобусной остановки, расположенной справа по ходу движения от КАД. Вместе с тем факт временного ограничения Обществом движения транспортных средств на участке от дома N 123 до дома N 131 по Гостилицкому шоссе в отсутствие распоряжения ГАТИ установлен на основании представленных Инспекцией доказательств, в том числе протоколов осмотра, при этом суды учли представленные Обществом доказательства и сочли их недостаточными для опровержения установленного факта.
Доводы подателя кассационной жалобы о ненадлежащем извещении, об отсутствии его представителя при осмотре территории, о границах КАД рассмотрены судами предыдущих инстанций и обоснованно отклонены.
О времени и месте составления протокола от 15.08.2019 Общество было извещено Инспекцией путем направления телеграмм и писем по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а кроме того, посредством телефонной связи. Вывод о соблюдении прав заявителя при составлении протокола от 15.08.2019 и вынесении Инспекцией оспариваемого постановления, таким образом, верен.
Учитывая включенные в материалы дела доказательства, а также Генеральный план Санкт-Петербурга и распоряжение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 29.12.2016 N 2928-р, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 (ред. от 02.02.2019) "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" к дорогам общего пользования федерального значения относится только трасса N А-118 (КАД).
Гостилицкое шоссе (от ул. Шахматова до границы г. Петергофа) отнесено к дорогам регионального значения постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 (ред. от 07.03.2019) "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает выводы судов о принадлежности спорного участка дороги верными и обоснованными.
Поскольку суды установили принадлежность спорного участка дороги к дорогам регионального значения, норма статьи 14 Закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (вопреки доводам подателя кассационной жалобы) применению не подлежит.
Доказательств принятия Обществом достаточных мер по соблюдению норм Закона N 273-70 и законодательства Санкт-Петербурга в сфере благоустройства материалы дела не содержат, в связи с чем суды обоснованно посчитали доказанной вину Общества в совершении правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доводы подателя кассационной жалобы о недопустимости и недостоверности отдельных доказательств подлежат отклонению судом кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и основывать свои выводы на иной оценке представленных доказательств, поскольку иное влечет выход за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом их разъяснений, данных в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13), и нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
На основании установленных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения.
Процедурные нарушения в ходе привлечения Общества к административной ответственности не допущены.
Штраф назначен в пределах санкции соответствующей нормы. Вместе с тем, учтя конкретные обстоятельства дела, принципы соразмерности и индивидуализации наказания, при выборе наказания, соразмерного тяжести правонарушения и степени вины правонарушителя, для достижения целей административного наказания суды применили часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Снижение судами размера назначенного административного штрафа до 300 000 руб. мотивировано и не обжаловано Инспекцией в кассационном порядке.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; они не опровергают выводы судов и направлены, по существу, на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме на основе доказательств, оцененных судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при разрешении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А56-115740/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью строительно-производственная компания "Зеленый город" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.