09 сентября 2020 г. |
Дело N А56-127384/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Жаринова Ю.А. (доверенность от 17.10.2019 N 104.Д-56), от Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Реутовой О.О. (доверенность от 27.12.2019 N 5),
рассмотрев 08.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А56-127384/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс", адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 17, лит. А, пом. 1-Н часть помещения 127, ОГРН 1057810150144, ИНН 7838319768 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, ОГРН 1047839034484, ИНН 7840016760 (далее - Служба), от 25.11.2019 N 07-05-15253/19-0-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, об обязании Службы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи ему разрешения на строительство (реконструкцию) нежилых зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49, лит. А и Е, а именно административного корпуса с кадастровым номером 78:40:0000000:4862, столовой с кадастровым номером 78:40:2063101:11, в соответствии с этапом 1 проектной документации (шифр 2016-0017), подготовленной согласно градостроительному плану, утвержденному распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.06.2014 N АД-239-р, и получившей положительное заключение федерального автономного учреждения "Главгосэкспертиза России" от 19.04.2018 N 128-18/СПЭ-4353/02.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены, решение Службы об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) признано незаконным, суд обязал Службу выдать Обществу разрешение на строительство (реконструкцию) нежилых зданий с кадастровыми номерами 78:40:0000000:4862, 78:40:2063101:11.
В кассационной жалобе Служба, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, просит отменить решение от 26.02.2020 и постановление от 08.06.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, Общество в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не представило с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603; представленный Обществом градостроительный план земельного участка, подготовленный в составе проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденный распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.06.2014 N АД-239-р "Об утверждении проекта планировки, проекта межевания и градостроительных планов земельных участков территории зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка" (далее - Распоряжение N АД-239-р), составлен в отношении всего земельного участка порта и был выдан до создания искусственного земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603; судами двух инстанций не учтено, что в настоящее время принадлежащий Обществу земельный участок с кадастровым номером 78:00:0000000:1603 поставлен на кадастровый учет и в случае строительства или реконструкции объектов капитального строительства на нем необходимо получение градостроительного плана именно указанного земельного участка; представленный градостроительный план земельного участка порта Бронка не содержит предусмотренную частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ информацию о земельном участке с кадастровым номером 78:00:0000000:1603; вопреки выводам суда апелляционной инстанции Служба самостоятельно не запрашивает градостроительные планы земельных участков в случае их отсутствия у Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - Комитет).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 26.02.2020 и постановление от 08.06.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Службы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество является собственником искусственно созданного земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Рыбацкая ул., д. 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2015, а также нежилых зданий - административного корпуса (кадастровый номер 78:40:0000000:4862) и столовой (кадастровый номер 78:40:2063101:11), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49, лит. А и Е.
Общество 15.11.2019 обратилось в Службу с заявлением N 34670021 о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) указанных нежилых зданий в соответствии с проектной документацией "Реконструкция административного здания с надстройкой 5-го этажа по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49, лит. А. Реконструкция здания столовой по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49, лит. Е. Реконструкция здания бытового блока по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Краснофлотское шоссе, д. 49, лит. Д.".
Служба уведомлением от 25.11.2019 N 07-05-15253/19-0-1 отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) нежилых зданий. В качестве оснований для отказа Служба указала на отсутствие предусмотренного статьей 51 ГрК РФ градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с таким планом (отсутствует схема планировочной организации земельных участков, указанная в заявлении от 15.11.2019, с обозначением границ земельных участков), сведений об обосновании расчетов предельных параметров разрешенного строительства в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Общество, полагая отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, придя к выводу об отсутствии у Службы законных оснований для отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с указанным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство; к заявлению прилагаются документы, перечисленные в данной части, в перечень которых входит градостроительный план земельного участка.
Как указано в части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Как видно из материалов дела, реконструкция нежилых зданий планировалась Обществом в границах земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603, кроме того, в результате реконструкции здание столовой (кадастровый номер 78:40:2063101:11) предполагалось частично расположить на земельном участке с кадастровым номером 78:40:0000000:4762, находящемся в государственной собственности. На данные обстоятельства Общество указало в поданном в арбитражный суд заявлении (том дела 1, листы 4, 5).
Вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) Общество представило градостроительный план земельного участка, утвержденный Распоряжением N АД-239-р в составе проекта планировки и проекта межевания территории, который был разработан с целью планирования размещения многофункционального порта Бронка. Градостроительный план выдан на весь земельный участок порта Бронка.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что представленный Обществом с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) градостроительный план являлся действующим и мог быть использован при разработке проектной документации и выдаче разрешения на строительство, отклонили доводы Службы о непредставлении Обществом градостроительного плана земельного участка, на котором планировалась реконструкция объектов капитального строительства.
Суды также отметили, что подлежащие реконструкции объекты недвижимости расположены в границах земельного участка, градостроительный план которого был представлен Обществом с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).
Между тем суды двух инстанций, признав представленный Обществом градостроительный план земельного участка надлежащим для целей выдачи разрешения на строительство (реконструкцию), должным образом не оценили довод Службы о непредставлении Обществом градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603, на котором планировалась реконструкция объектов недвижимости.
Из материалов дела видно, что принадлежащий Обществу земельный участок с кадастровым номером 78:00:0000000:1603 является земельным участком, искусственно созданным на основании разрешения на строительство от 16.07.2010 N АД-45/19, разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка от 27.11.2014 N RU77203000-АД-39/41, разрешения на ввод искусственного земельного участка в эксплуатацию от 19.12.2014 N RU77203000АД-39/50, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 27.04.2015 (том дела 1, лист 329).
Как последовательно указывала Служба в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе, представленный Обществом градостроительный план, утвержденный Распоряжением N АД-239-р, был составлен в отношении всей территории порта и до создания земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603, на котором Общество планирует реконструкцию объектов недвижимости.
На чертеже градостроительного плана земельного участка (том дела 1, лист 241), являющегося приложением к Распоряжению N АД-239-р, не обозначена территория земельного участка Общества, а изображена территория, обозначенная как места допустимого размещения зданий, сооружений. Более того, как указывал административный орган, представленный Обществом градостроительный план содержит информацию о нескольких земельных участках.
В силу части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент издания Распоряжения N АД-239-р, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В части 3 статьи 57.3 ГрК РФ (ранее в части 3 статьи 44 ГрК РФ) приведен перечень информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка.
Наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства (его реконструкция), является необходимым документом при получении разрешения на строительство.
Служба указывала, что представленный Обществом градостроительный план выдан на всю территорию порта Бронка, составлен до постановки на кадастровый учет принадлежащего Обществу искусственного земельного участка, не содержит информации, приведенной в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:00:0000000:1603. При этом Общество не представляло ни градостроительный план данного земельного участка, на котором, как следует из материалов дела, расположены реконструируемые объекты, ни схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с таким планом.
Однако указанные доводы Службы надлежащей правовой оценки судов не получили.
Кроме того, Служба отмечала и заявителем не оспаривалось, что здание столовой с кадастровым номером 78:40:2063101:11 в результате реконструкции будет расположено на двух земельных участках - на принадлежащем Обществу с кадастровым номером 78:00:0000000:1603 и на земельном участке с кадастровым номером 78:40:0000000:4762, находящемся в государственной собственности.
Административный орган указал, что действующим законодательством не допускается пересечение границ зданий и сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков, поскольку это приводит к нарушению минимальных отступов от границ земельных участков. Размещение здания столовой в границах двух земельных участков следует также из имеющегося в материалах дела ситуационного плана (раздел 2 тома 2 проектной документации; том дела 1, лист 262).
Данные доводы Службы также не получили надлежащей правовой оценки судов.
Таким образом, по делу требуется дополнительное исследование.
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ).
В материалах дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, были проверены уполномоченным органом в установленном законом порядке.
Данные обстоятельства при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не исследовались и не устанавливались.
В данном случае, суд, сделав вывод о том, что Общество представило все необходимые документы для получения разрешения на строительство, в отсутствие сведений о том, что эти документы представлялись в уполномоченный орган, неправомерно принял решение об обязании Службы выдать разрешение на строительство.
Тем самым допущено существенное нарушение норм материального права, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными.
Суд кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для данного дела, судами двух инстанций установлены без полного и всестороннего исследования и без должной правовой оценки, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе суда.
При повторном рассмотрении спора суду надлежит учесть изложенное, установить наличие либо отсутствие всех значимых для оценки законности отказа Службы в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) обстоятельств и на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А56-127384/2019 отменить.
Дело N А56-127384/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.