14 сентября 2020 г. |
Дело N А26-9224/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 09.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А26-9224/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество, ПАО "ТГК N 1"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), от 22.07.2019 N 080/3629.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК N 1", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает на то, что в многоквартирном доме не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОДПУ), учитывающий только объем тепловой энергии, потребленной на отопление в многоквартирном доме, в этом случае, как считает Общество, им правомерно при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению был принят среднемесячный объем потребления коммунального ресурса - тепловой энергии исходя из общих показаний ОДПУ за вычетом объема тепловой энергии, фактически потребленного многоквартирным домом на приготовление горячей воды, определенного на основании показаний индивидуальных приборов учета за расчетный месяц.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 3 по Первомайскому пр. в г. Петрозаводске (далее - МКД), в отношении ПАО "ТГК N 1" была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки Комитет установил, что система горячего водоснабжения МКД является закрытой системой с приготовлением горячей воды с помощью индивидуального теплового пункта (далее - ИТП). МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, электроснабжения и холодного водоснабжения.
По результатам проверки начисления ПАО "ТГК N 1" за период с 20 ноября 2018 г. по февраль 2019 г. платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении помещений МКД Комитетом установлено, что Общество при расчете среднемесячного потребления тепловой энергии указывает общее количество тепловой энергии, потребленной в МКД, без учета того факта, что в МКД имеет место закрытая система горячего водоснабжения (с приготовлением горячей воды на ИТП), соответственно, в указанный объем тепловой энергии был включен объем тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды в МКД. На основании данного обстоятельства Комитет пришел к выводу о нарушении Обществом пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По итогам проверки Комитет составил акт от 22.07.2019 и вынес предписание от 22.07.2019 N 080/3629, в соответствии с которым обязал Общество выполнить корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам (нанимателям) помещений МКД за период с 20 ноября 2018 г. по февраль 2019 г. исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (по отоплению) за вычетом объема тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды в МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу, что оспариваемое предписание Комитета соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "ТГК N 1" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилами N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 и частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 названных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию ОДПУ либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
За период с 20.11.2018 по февраль 2019 г. Общество начисляло плату за тепловую энергию, потребленную на нужды отопления, исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной как на коммунальную услугу по отоплению, так и на коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Вместе с тем из буквального толкования пункта 59(1) Правил N 354 следует, что для расчета среднемесячного объема тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, необходимо принимать объем тепловой энергии, потребленный многоквартирным домом, за вычетом объема тепловой энергии, потребленной на иную коммунальную услугу - горячее водоснабжение.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, обоснованно сочли, что Обществом нарушен порядок расчета размера платы за отопление за период с 20 ноября 2018 г. по февраль 2019 г. в МКД.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае предписание Комитета соответствует вышеприведенным нормам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А26-9224/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.