15 сентября 2020 г. |
Дело N А21-12654/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Кудина А.Г.,
рассмотрев 15.09.2020 кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2020 по делу N А21-12654/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Краснознаменский районный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах (далее - Управление) от 19.07.2019 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 179.
Определением районного суда от 23.08.2019 заявление Предприятия по подведомственности передано в Арбитражный суд Калининградской области.
Определением суда от 24.09.2019 заявление принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в прокуратуру Краснознаменского района (далее - Прокуратура) поступило обращение гражданина в котором он указал, что, желая оплатить коммунальные услуги по платежным документам, Предприятие не обеспечило возможность оплачивать выставляемые счета за услугу по обращению с ТКО наличными денежными средствами без взимания дополнительного комиссионного сбора.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении, Прокуратурой в отношении Предприятия была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что Предприятием разработан платежный документ, направляемый потребителям коммунальных услуг для внесения платы. По информации, размещенной на квитанциях, совершить оплату потребитель услуг может во всех офисах, банкоматах и терминалах платежных агентов Предприятия: ПАО "Сбербанк России", "ФГУП "Почта России", АО "Газпромбанк", АО "Энерготрансбанк".
В письменных пояснениях от 17.06.2019 специалист по работе с заказчиками Предприятия, местом работы которой является представительство Предприятия по адресу: город Краснознаменск, Калининградская улица, дом 92, в помещении ведется прием юридических и физических лиц по вопросам корректировки информации размещенной и выставляемых в квитанциях потребителям для оплаты услуг Предприятия. Потребители коммунальной услуги не имеют возможности оплачивать ее в данном помещении, поскольку отсутствует кассовый аппарат, права на прием платежей сотрудник не имеет.
В помещении центра отсутствует платежный терминал, для приема денежных средств для оплаты услуги по обращению с ТКО без взимания дополнительных платежей.
Из письменных пояснений директора Предприятия от 18.06.2019 следует, что оплата коммунальных услуг по вывозу ТКО осуществляется потребителем на основании выставленных счетов-извещений. При этом Предприятие в полной мере обеспечена возможность внесения потребителями платежей наличными средствами, путем безналичного расчета посредством платежных агентов и банков, реквизиты которых отражены на полях выставляемых счетов-квитанций Предприятия.
Прокуратурой установлено, что потребителям не предоставлена возможность оплачивать услуги ЖКХ, а именно: услугу по обращению с ТКО наличными денежными средствами и иными способами, исключающими комиссионный сбор, на потребителя возлагается дополнительная финансовая нагрузка без его уведомления и согласия.
Предприятие не предоставляет гражданам информацию о том, что потребители имеют право выбора: оплатить услугу по обращению с ТКО через посреднические учреждения, с оплатой дополнительной услуги к сумме платежа, либо иными способами, исключающими комиссионный сбор.
Оплата услуги по обращению с ТКО через платежных агентов ФГУП "Почта России", ПАО "Сбербанк России", АО "Энерготрансбанк", АО "Газпромбанк" производится исключительно с комиссией.
Прокуратурой 19.06.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Предприятия, предусмотренном частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановление и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Территориальный отдел Управления для рассмотрения и привлечения к административной ответственности Предприятия по указанной квалификации.
Управление постановлением N 179 привлекло Предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Предприятие не согласилось с постановлением административного органа, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 2300-1 продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Согласно пункту 4 названной статьи при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Согласно части 4 статьи 37 Закона N 2300-1 при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее трех лет со дня оплаты.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Таким образом, в данном случае потребитель вправе оплатить предоставляемые услуги с использованием наличной формы расчетов путем внесения наличных денежных средств платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Ввиду изложенного Предприятием обеспечена возможность внесения потребителем платежей наличными средствами посредством платежных агентов, а также банков.
Предприятие действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало, комиссия при оплате взималась не заявителем, а иными лицами, и, следовательно, в действиях Предприятия отсутствует событие рассматриваемого правонарушения.
Иное понимание диспозиции части 4 статьи 14.8 КоАП РФ (необеспечение возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги наличными средствами или иным способом без взимания комиссионных сборов) основано на неверном толковании объективной стороны означенного административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного следует признать, что заявленные требования Предприятия подлежали удовлетворению.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций неверно применили нормы материального права к установленным ими обстоятельствам, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2020 по делу N А21-12654/2019 отменить.
постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах от 19.07.2019 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 179 признать незаконным и отменить.
Судья |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.